23.02.2016
Одноименная книга Сета Грэма-Смита была принята читателями с энтузиазмом. Написанная в стиле «мэшап» («мешанина»), она удачно сочетала текст классического романа старой доброй Англии и вставки в духе современного хоррора про зомби-апокалипсис и сопротивление ему с помощью восточных единоборств. В промежутках между бесконечными брачными хлопотами обученные в Шаолине сестры Беннет лихо отрезали головы нежити, одержимой неукротимой жаждой пожирания человеческого мозга.
Все это было отлично скомпоновано, озорно подано и напрашивалось на экранизацию. Англичане готовы переснимать и пересматривать историю Элизабет Беннет и мистера Дарси до бесконечности, хоть с зомби, хоть с ящерами, хоть с инопланетянами. Однако судьба данного фильма складывалась непросто — менялись режиссеры, сценаристы, продюсеры. И в конечном счете Берр Стирс снял шокирующе неполиткорректное кино, значительно отличающееся от романа Грэма-Смита.
Брачные игры в английских сельских поместьях оказались лишь фоном для беспощадной битвы за Британию, идущей между людьми и нежитью. Направляемые чьей-то невидимой, но умной и безжалостной рукой, армии живых мертвецов затопляют Туманный Альбион. Лондон окружен высоченной стеной и рвом, однако город все-таки падет, и мы увидим зарево пламени над Вестминстером и собором Святого Павла.
Сюжет, как и у Джейн Остин, строится на конфликте гордости умной и отважной Элизабет Беннет (сыгранной Лили Джеймс, недавно прославившейся в образе Наташи Ростовой из сериала Би-би-си) и предрассудков высокомерного аристократа мистера Дарси. Молодому Сэму Райли удалась презрительная гримаса на лице героя еще лучше, чем Колину Ферту двадцать лет назад…
Роль предубеждений в мышлении англичан совершенно исключительна, о чем писал почти одновременно с Джейн Остин великий консерватор Эдмунд Берк: «Мы не стремимся избавиться от наших предрассудков, а их лелеем. Предрассудок превращает достоинство человека в привычку». Вот только предрассудок мистера Дарси весьма опасен для окружающих. Он уверен, что всякого, кто, возможно, покусан зомби, следует убивать при первых же подозрениях. Он готов снести голову и сестре героини — Джейн Беннет, и своему другу Бингли, — лишь бы остановить распространение заразы.
Напротив, сестрам Беннет не чуждо сострадание. Они время от времени пытаются говорить с живыми мертвецами, как с нормальными людьми, жалеют женщину-зомби с младенцем. Первоначально сестры, как и многие англичане, верят, что граница между человеком и зомби не абсолютна.
Элизабет едва не попадается в сети коварного лейтенанта Уикхема, предлагающего «толерантный» путь решения конфликта: он демонстрирует мисс Беннет группу зомби, которые не едят человечины, а потому сравнительно умны, и советует с ними договориться. Для Элизабет аргументы звучат весомо — зомби размножаются, скоро их станет больше, нежели англичан, — давайте начнем с ними диалог.
Финал спора оказывается абсолютно нетолерантным. За успешной атакой зомби на Лондон стоит именно негодяй Уикхем — его давно покусали, и он решил стать королем человекообразных монстров. Все его проповеди были лишь ловушкой, чтобы вернее погубить людей. Предубеждение мистера Дарси оказывается безупречным предвидением: вместе с Элизабет он побеждает Уикхема, хотя тот остается дееспособен и опять ведет на приступ новые армии мертвецов…
Образ всевозможных зомби, орков, иной нежити в английской культуре XIX–XXI веков однозначно шифрует в себе людей, оказавшихся в положении социальных маргиналов, — пролетариев и нищих, обитателей диккенсовского лондонского дна, позднее мигрантов и людей чужой культуры. Противоположностью им являются вампиры, отсылающие к старинной аристократии, как это показано в фильме по другому роману Грэма-Смита «Авраам Линкольн — охотник на вампиров».
До сих пор голливудские решения были вполне предсказуемы. Высокомерных вампиров надо истреблять, а с маргиналами — вести политкорректный диалог, увидеть их боль и правду, понять, что только жестокая жизнь сделала их такими опасными чудовищами. Европейцы должны потесниться и дать чужакам жизненное пространство.
Именно эта философия, опрокинутая в реальный мир, привела на улицы Старого Света миллионы «беженцев», из которых многие являются отъявленными исламистскими головорезами, в прямом смысле этого слова. Но вдруг среди бессильных рыданий Европы, убиваемой в Париже, насилуемой в Кёльне и Берлине, штурмуемой через тоннель под Ла-Маншем, лишивший Англию статуса защищенного острова, появляется герой-спаситель.
Этот герой — мистер Дарси. А его предубеждения и предрассудки — единственный путь к выживанию. Зомби — это просто зомби, будь то благообразный старичок или мамочка с младенцем, и они хотят вас убить. Если кто-то пропагандирует идею диалога между людьми и зомби, то, скорее всего, перед вами особенно хитрый и коварный зомби — и он хочет убить всех. Сражайтесь за свою жизнь, стройте стены, ройте рвы — иначе вас убьют…
На днях папа римский Франциск обозвал Дональда Трампа «не христианином» за желание построить стену между США и Мексикой, вместо того чтобы, дескать, возводить мосты. Трамп справедливо парирует: его стена — это защита американской цивилизации от разрушения наплывом чужаков, несущих с собой криминал и наркотики. «Гордость и предубеждение и зомби», таким образом, вполне себе тянет на агитационный фильм Трампа или Марин Ле Пен. Лента отлично впишется в кампанию английских евроскептиков и немецких борцов против миграционной политики Ангелы Меркель. Фильм учит тому, что стены необходимы, хотя и недостаточны. А мосты надо взрывать вовремя. До того как тебя убили.