Не надо грязи

Алексей КОЛЕНСКИЙ

19.01.2016

На экранах производственная трагикомедия «Джой», основанная на биографии изобретательницы чудо-швабры.

В детстве Джой мечтала, что, когда подрастет, построит прекрасный дворец и изобретет вещи, которые украсят жизнь всех людей на Земле. Творить, выдумывать, пробовать начала с пяти лет. Нарисовала  антиблошиный ошейник, но родители не зарегистрировали эскиз. Патент уплыл в чужие руки, а жизнь девушки покатилась под горку.  Джой Мангано (Дженнифер Лоуренс) не окончила колледж, выскочила замуж, обзавелась детьми, развелась, устроилась работать регистратором авиапассажиров и окончательно утратила почву под ногами. 

Вкалывающей с утра до ночи героине буквально негде приклонить голову — словно тень, слоняется она по крохотному коттеджу, смахивающему на сумасшедший дом. Чердак оккупирует прабабушка (Дайан Лэдд) с внучатами. В гостиной пролеживает бока прилипшая к телевизору мать (Вирджиния Мэдсен). В подвале грызутся бывший муж (Эдгар Рамирес) и разведенный отец (Роберт Де Ниро). Ни дня не проходит без скандалов и бытовых катастроф. Как-то, ликвидировав прорыв водопровода, обессилевшая золушка прикорнула на лестнице, а пробудившись, потребовала карандаш и набросала эскиз загадочного инвентаря. 

Заняв денег у новой папиной подруги — состоятельной вдовы (Изабелла Росселлини), Мангано выпустила пробную серию инновационных половых щеток и убедила продюсера «Магазина на диване» (Брэдли Купер) подарить изделию пару минут эфира. Увы, в студию так никто и не позвонил. Проявив настойчивость, Джой прорвалась на съемки и рассказала домохозяйкам, как вымыть пол не намочив рук. За полчаса по Америке разлетелись восемнадцать тысяч чудо-швабр. В итоге Мангано основала бизнес-империю, внедрила в массы сотню полезных вещиц и стала миллионером.  

Историям достижений селф-мэйд девушек из народа несть числа, строятся они по одной и той же схеме. Хлебнув горя, добившись трудовых успехов и закалившись в невзгодах, мать-одиночка покидает «зону комфорта», чтобы ударным трудом воплотить в жизнь проект разумного мироустройства и встретить мужчину своей мечты. Новую феминистскую версию рождественской сказки Дэвида О. Рассела характеризует принципиальный отказ от сантимента и партнера. Джой Мангано не желает видеть в своем воздушном замке прекрасного принца — поэтому и оказывается заложницей одичавших родных и близких, приручить которых невозможно — лишь возглавить, «накрутить» и «отжать». 

Мобилизовав семью, заставив работать на результат, фантазерка воплотила свой социальный идеал в чудо-швабре и стала сообщницей невольниц быта. Придав аксессуару с вращающейся насадкой статус магического жезла, телезвезда укротила хаос и повысила самооценку аудитории. Оказывается, добиться чистоты можно, не замарав рук: одним щелчком лохматое ноу-хау из хлопковых нитей отправляется в стиральную машинку. И скромная золушка оборачивается доброй феей, а телеведущая Мангано — медийным ферзем, ежегодно продающим по десять миллионов чудо-швабр... 

Озорной интеллектуал, трехкратный оскаровский номинант Расселл зарифмовал судьбу изделия и человека. Воспев алхимию инфантильной мечты и жалкого быта, режиссер-насмешник показал, как вещь превращает изобретателя во властителя дум и фактически творит выдающуюся личность. 

Ценность успеха оказывается сравнительно невысокой. Взлетев выше звезд, «капиталистка с человеческим лицом» не преодолела кризис коммуникаций, а лишь перевела его на новый уровень. Взбалмошная недотрога Дженнифер Лоуренс честно заработала свой «Золотой глобус», в тончайших оттенках раскрыв образ затюканной волшебницы 90-х.