28.07.2015
Назвать «Адмирала» потрясающим кино, конечно, нельзя. Это просто аккуратный костюмированный исторический фильм. Жанр, нашими зрителями любимый, но в котором редко появляется что-нибудь стоящее. У нас этому мешает слабость технологий, в США — убожество идей и сценариев. Голландцы, снимая байопик о своем национальном герое, пожалуй, обеих опасностей избежали: бюджет фильма невысок — всего-то 8 млн. евро. Современные средства анимации позволили нарисовать масштабные морские бои с участием сотен корабликов. В центре сюжета — борьба Нидерландов с крупными державами и внутренняя усобица между партиями, развернувшаяся во второй половине XVII века.
Нынче Голландия у нас ассоциируется со всевозможными цветами зла — открытой проституцией, легальными наркотиками, гей-браками, эвтаназией. В последнее время наши двусторонние отношения омрачены, во‑первых, тем, что скифские сокровища крымских музеев, уехавшие в Голландию на выставку, могут вернуться оттуда прямиком в Киев. Во-вторых, тем, что голландская пресса ровно год назад, не дожидаясь, покуда обломки малайзийского лайнера долетят до земли Донбасса, на все голоса прокричала, что лайнер был сбит лично Путиным.
Однако когда-то Голландия действительно была образцом для подражания. Маленькая, но гордая торговая республика, армады которой привозили в Амстердам самые прибыльные и диковинные товары со всего света. Настоящий торговый гегемон Европы. Чтобы защищать себя от больших хищников — Испании, Франции, Англии, голландцам потребовалось не только мужество, но и особые дипломатические умения, постоянный прогресс армии и флота. Правитель (штатгальтер) Нидерландов Мориц Оранский разработал новую систему полевой тактики, а Михаэль де Рюйтер, которому и посвящен фильм, заложил основы европейского военно-морского искусства.
Де Рюйтер по праву может считаться величайшим адмиралом в истории. Спросите, а как же Нельсон? Но Нельсон служил и в без того блистательном британском флоте, на всем готовеньком, да и бил тех, кого и так был сильнее. Рюйтер же создавал систему военного парусного флота с нуля — типы кораблей, линейную тактику боя, порядок обучения моряков. И при этом побеждал не числом, а умением — виктория над англо-французским флотом при Текселе была одержана 75 кораблями против 92. Когда Петр I отправился учиться морскому делу в Голландию, он ехал туда именно за наследием де Рюйтера.
Но подвиги адмирала служат лишь фоном для центральной схватки фильма — между республиканцами, которых возглавлял великий пенсионарий (то есть премьер) Ян де Витт (и к которым примыкал сам де Рюйтер), и оранжистами, сторонниками дома Оранских. Первые, представлявшие тогдашнюю торговую столицу мира — Амстердам, стремились вообще выдавить монархию из политики. Ян де Витт не подпускал юного Вильгельма III к власти, старался ослабить армию, бывшую опорой роялистов, зато усилить флот.
Симпатии создателей фильма, безусловно, на стороне республиканцев. В уста де Витта вкладывается яркий спич, прославляющий трудолюбивую, талантливую и демократичную голландскую нацию, которую преследуют завистливые соседи. Эта речь выдержана настолько националистически, что, появись она в каком-нибудь российском фильме в отношении русского народа, на «Эхе Москвы» дым стоял бы коромыслом. А голландцы не комплексуют…
Другая неожиданная черта — крайне нетолерантное отношение к нетрадиционной сексуальной ориентации. Вильгельм III представлен гомосексуалистом, пожалуй, в большей степени, нежели был им в действительности. И выглядит это тошнотворно. Напротив, его политические оппоненты — добропорядочные семейные бюргеры со множеством детей. Молодой принц ведет себя «как гей» во всех смыслах слова, — жена и семья де Рюйтера равноправные жертвы драмы наравне с адмиралом.
Но главной трагической фигурой фильма становится тот самый Ян де Витт. В 1672 году он лишился премьерского кресла. Затем в известной всем Гааге толпа оранжистов растерзала его вместе с братом — буквально на части. Показано это довольно натуралистично, но некоторые важнейшие детали опущены. Дело в том, что — и это факт доподлинно известный — куски мяса и внутренностей несчастных политиков были распроданы на месте убийства. Добрые жители Гааги, расплатившись за останки соотечественников звонкой монетой, съели их — кто тут же сырьем, кто в домашнем кругу после термической обработки.
Этот отвратительный каннибализм в наиболее цивилизованной на тот момент западнохристианской стране показывает, сколь тонкая грань отделяет европейскую цивилизацию от первобытной дикости. И насколько мало Европа может претендовать на звание учителя морали. Представить подобную сцену в России или Китае 1672 года — невозможно. Весьма характерно, кстати, что это произошло в той самой Гааге, где сейчас располагаются всевозможные международные трибуналы. Включая поистине людоедский трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ), занимающийся каннибализмом на новый лад, вынося ангажированные приговоры. Традиции предков Гаага, как видим, соблюдает…
В общем, любителям исторического кино стоит посмотреть этот фильм. В остальном он достаточно исторически точен и красиво снят, показывает впечатляющие морские сражения, имеет увлекательную политическую интригу и проникнут здоровым традиционным национализмом, которого от современных напудренных голландцев, казалось бы, сложно ожидать.