08.12.2018
культура: Союз писателей СССР, организованный по инициативе Сталина в 1934 году, был важным идеологическим органом. Союз писателей РСФСР, инициированный Хрущевым, стал крупнейшим подразделением первого, облегчив вхождение в литературу авторов из глубинки. Что представляет собой сегодня ваш Союз, возникший после идеологического размежевания писателей в 1990–1991 годах? Чем он отличается от альтернативных организаций?
Иванов: Во-первых, это самая большая на сегодня писательская организация в нашей стране — более 8000 членов с 91 отделением во всех регионах и крупных городах. Причем за все эти годы ни одно из них не исчезло.
«Профсоюзом», тем более богатым, местом распределения «благ» СПР давно перестал быть: ни дач, ни санаториев, ни квартир, ни спецзаказов. Даже такой профессии, как писатель, в классификаторе Минтруда РФ не существует. На днях опять буду встречаться с министром культуры и говорить о том, что у нас до сих пор нет звания «Народный писатель России», в отличие от некоторых национальных республик, где его носители получают определенную госпомощь. То есть в нашем Союзе осталось только единство людей в слове и духе.
культура: Тем не менее стать членом СПР до сих пор рвутся многие, в том числе чиновники и бизнесмены, имеющие отдаленное отношение к литературе. Зачем им это?
Иванов: То, что до сих пор престижно именоваться «писателем», говорит о том, что наша страна осталась во многом литературоцентричной, авторитет творца художественного слова на старом, еще нравственном, «багаже» не угас — ни в народе, ни во власти. Мы же сами отнюдь не гонимся за количеством. Примерно раз в два месяца заседает приемная комиссия, на которой рассматривается порядка 300 дел со всех регионов, прошедших уже местные «фильтры». Обычно где-то треть из них отклоняется — до следующих более убедительных произведений. Критериями, кроме художественных достоинств, являются нравственные качества автора. Если на его страницах мат-перемат, уничижительное отношение к стране, ее истории, человеческому достоинству — то это точно не в наш Союз. Да и откровенным графоманам попасть к нам затруднительно. Хотя, не исключаю, что какое-то их число просочилось разными путями в прошлые годы. Есть также и те, кто, однажды вступив в Союз, потом перестали писать…
культура: То есть назрела чистка рядов?
Иванов: На последнем съезде мы решили провести обмен писательских билетов. Это и станет мягкой ревизией: посмотрим — где кто вступил, когда и почему. Среди других новаций — субсидии на издание книги писатель сможет теперь просить только через ту организацию, где вступил. Прием в члены СПР отныне станет возможным только по месту проживания. В то же время писатель из региона, не включенный в списки региональной организации из-за конфликта с ее руководством, сможет подать заявление о вступлении лично на мое имя.
культура: Союз писателей России часто упрекают в слабом притоке молодых сил…
Иванов: Трудно не признать, что нынешний СПР немолод. Писателей моложе 35 лет — всего 4 процента, а в 12 организациях таких нет вообще. Нас, безусловно, волнует эта ситуация. В начале этого года мы создали Совет молодых литераторов, пригласили на съезд, даем присутствовать на заседаниях приемной комиссии. И знаете, они очень активно включились в работу. А среди ребят из провинции есть сильные литераторы — может быть, даже новые Распутины и Беловы. Чтобы они творчески возрастали — надо пропалывать грядки, вносить удобрения, говоря аграрным языком. Для этого, собственно, Союз писателей и существует: поле русской словесности не должно быть брошенным, забиваться сорняками.
культура: На последнем съезде СПР в феврале возникло бурное противостояние между сторонниками кандидатур на пост председателя — Вашей и Сергея Шаргунова. Каковы сегодня отношения между вами, будете ли вы работать в тандеме?
Иванов: Мы лично не противостояли, не сказали ни одного оскорбительного слова друг против друга. Мы с Сергеем, безусловно делаем одно дело — он мой первый заместитель и мы постоянно в контакте: я больше решаю вопросы в регионах, он помогает во властных коридорах. Сергей — талантливый писатель и человек государственного мышления, поэтому никаких обид и недоразумений между нами нет и в помине. У него все еще впереди.
культура: Готовы ли вы к сотрудничеству с другими писательскими союзами?
Иванов: Конечно. С Союзом российских писателей (СРП) мы часто работаем в регионах, руководство которых обычно выделяет средства или помещения с условием для всех писательских организаций. Кстати, во Пскове организации СПР и СРП года три назад объединились, что значительно усилило их роль. В Курской области возник Союз курских литераторов — выступающий перед властями единым фронтом, координируя работу двух союзов. Так на периферии происходит сегодня часто: сумасшедшие «слева» и дураки «справа» потихоньку уходят в прошлое… При этом известная идеологическая и стилистическая «разновекторность» между нами остается.
Досье «Культуры»
Иванов Николай Федорович родился в селе Страчево Брянской области в 1956 году.
Окончил Московское суворовское училище, факультет журналистики Львовского высшего военно-политического училища. Службу начал в Воздушно-десантных войсках. В 1981 году направлен в Афганистан.
Был главным редактором журнала «Советский воин».
Автор 20 книг прозы и драматургии. Лауреат литературных премий им. Н. Островского, М. Булгакова, «Сталинград».
15 февраля 2018 года на XV съезде Союза писателей России избран председателем правления СПР.