Реквием в живом городе

31.01.2014

Елена ФЕДОРЕНКО, Санкт-Петербург

Фото: Евгений МатвеевВ Александринском театре прошла премьера балета Бориса Эйфмана «Реквием». 

В день 70-летия освобождения Ленинграда от фашистской блокады тревожной сосредоточенностью был пронизан сам воздух: великий город замер в минуте молчания; свечи выстроились в число 900 — столько длились дни смертей и голода; на фасаде Главного штаба менялись огромного размера пронзительные кадры кинохроники; приглушили свет реклам; военную технику и солдатские кухни вывели на улицы и площади. А в Александринском театре давали премьеру балета «Реквием» Бориса Эйфмана.

Начало — стук метронома как биение сердца. В зале — среди ветеранов, а не в царской ложе — президент России Владимир Путин. Публика — герои Великой Отечественной и жители блокадного города. Им посвящался показ, на котором присутствовали официальные лица: Валентина Матвиенко, Владимир Мединский, Георгий Полтавченко; представители балетной элиты: Марина Леонова, Николай Цискаридзе, Турсынбек Нуркалиев... Всех не перечесть. 

Фото: Евгений Матвеев«Реквием» Моцарта Эйфман уже ставил, премьеру объявили на 19 августа 1991 года, но ГКЧП отодвинул ее на пару дней. Теперь «Реквием» идет во втором отделении спектакля, сохранившего свое название, а в первом — новый опус на музыку Камерной симфонии Шостаковича (в нее, с согласия автора, был переложен Струнный квартет № 8) по «Реквиему» Ахматовой. Слова не звучат, но ахматовские образы («Это было, когда улыбался / Только мертвый, спокойствию рад») во всех пяти картинах балета распознаются. И музыка, и поэма — об иной трагедии, о годах «ежовщины». Но здесь верность фактам не главное. Спектакль о боли, что живет вне времени. Жена, теряющая мужа и сына («Муж в могиле, / сын в тюрьме, / Помолитесь обо мне»); длинная очередь — символ молчаливого отчаяния: то ли за блокадной пайкой хлеба, то ли к тюремным воротам — за весточкой… И парадная сторона эпохи — звонкий парад физкультурников. В финале на сцену выбегают дети, играющие с зэковской одеждой, и только одна девочка бережно прижимает к груди черную робу. Может, запомнит боль прадеда?

В антракте я мучила вопросами ветеранов: блокадники не любят вспоминать. Анна Сергеевна, похоронившая в страшные годы всю семью, напутствовала: «Если вспоминают охотно, значит не блокадники они вовсе или были на особом положении. Знаешь, дочка, нам потом надо было учиться не только жить, но и есть — нутро не принимало пищу...» Однако под впечатлением от спектакля люди признавались, что во время действия не могли спрятаться от прошлого: слышали за стенкой тихий стон женщины над умершим младенцем; спазмами подступали приступы голода — самого страшного блокадного испытания. Николай Назарович сказал: «Фашисты называли Ленинград «городом мертвых», но мы жили и верили, хотя приметой каждого дня становились согбенные люди с сухими, без слез, глазами и застывшими лицами. Они везли в последний путь спеленутые тела своих родных». 

Фото: Юлия КудряшоваС такой сцены и начинается второй, моцартовский акт, чтобы, пройдя через борьбу мрака и света, юности и итога, привести всех к простой и сложной одновременно истине: жизнь продолжается. Спектакль на перекрестке двух миров обрел единство. Словно в первом акте рассказали историю, а во втором взглянули на нее глазами мировой души. Единство достигается истовыми танцами спаянного (нигде в мире не увидеть столь красивого ансамбля высоченных красавцев-артистов) коллектива и образом Матери с ее ломаными позами и несгибаемой молитвенной верой (блестящая работа Нины Змиевец). Премьер труппы Олег Габышев (Мужчина) выводит свою роль на вневременные просторы. 

Легкая рука маэстро Владимира Спивакова выделяет контрасты меж безутешным трагизмом и просветленной радостью в звучании оркестра «Виртуозы Москвы» и голосов хора «Мастера хорового пения». Сами музыканты разместились перед партером, вдоль сцены и, не спрятанные в оркестровой яме, оказались участниками действия. 

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть