Идите в баню!

16.11.2013

Дарья ЕФРЕМОВА

«Банник» худ. Александр Лымарь«На воды посылай здоровых богачей, прихрамывающих игроков, интриганов и всякую сволочь. Там пусть в грязи купаются. А я истинно болен. Мне нужна — молитва, баня, каша и квас», — говорил генералиссимус Суворов. Место, где отдыхает тело и очищается душа, любимо россиянами с незапамятных времен. «Культура» решила попариться.  

— Здесь голых нет? — «паромейкер» и директор по связям с общественностью знаменитых «Сандунов» Геннадий Бартухин проводит экскурсию по «Высшему мужскому разряду». Так называется историческая часть культовых столичных бань, обосновавшихся на углу Неглинки и Петровки с начала позапрошлого века. С готическими сводами, стрельчатыми окнами и массивными скамьями, «раздевальня» напоминает парадные замков Максбурга и Рюдесхайма. Разве что шайки, веники и халаты снижают пафос. Да еще мраморная Лорелея, стыдливо притулившаяся у входа в соседний ориентальный зал, смахивает на наложницу турецкого султана. Венский архитектор Бернгард Фрейденберг, строивший «Сандуны» в 1896 году на месте прежних, деревянных, работал в стиле эклектики: неоготика, псевдорусский стиль, купеческий модерн с золочеными витыми решетками и раскрашенными капителями коринфских колонн — роскошества на любой вкус. «Пиво, раки» — подводит незатейливый итог рекламная стойка. 

— Думала, в бане положено пить травяной чай, — изображаю наивность.

— Чай, конечно, лучше, — соглашается провожатый, — но мы же не можем отказать клиентам в удовольствии. 

«Сандуны» — баня традиционная в полном смысле этого слова. Гедонистическая, старосветски-шикарная, неторопливая, компанейская, с дюжими банщиками и настоящим русским паром — из печи. Наш пар не тот, что в финской сауне, обжигающе-злой. Он мягкий, добрый, целебный. Влажность порядка 70 процентов и температура не более 85 градусов. Согревает снаружи и изнутри, выводит токсины, прочищает бронхи и легкие, обволакивает все существо ароматом мяты, душицы, шалфея...

Проходим в мыльную. Выложенный изразцами бассейн в два с половиной метра глубиной — звезда советского экрана. Здесь эйзенштейновский броненосец «Потемкин», точнее его сильно уменьшенный макет, героически боролся со штормом. Тут же уходили под лед Чудова озера преследуемые Александром Невским тевтонские псы-рыцари. Накануне самовольного крестового похода всенародный брат Данила Багров сиживал в «Сандунах» с товарищами-десантниками, что-то плел по телефону красавице Ирине Салтыковой и лениво сгонял с колен распаренных наяд: идите, поплещитесь, не мешайте мужскому разговору. А вот флибустьерский мальчишник Мягкова, Ширвиндта, Буркова и Белявского в преддверии исторического визита на улицу Строителей в Ленинград, снимали, как ни странно, под лестницей на «Мосфильме». 

В просторном зале мыльной — потрясающая акустика. Когда-то здесь любил распеваться Шаляпин. Знаменитый оперный бас полагал, что пар благотворно влияет на связки, вот и затягивал «Вниз по матушке по Волге» к радости всего честного народа.  «Милая наша Москва! Несравненная!.. — писал он другу с чужбины, — Я особенно отчетливо вспоминаю, как мылись в Сандунах и как ели стерляжью уху, помнишь?» 

Среди завсегдатаев были Денис Давыдов, Пушкин, Гиляровский, Чехов, Маяковский. Там и по сей день стоит именная скамья советского поэта-авангардиста с прибитой гравированной дощечкой «Здесь мылся человек, который шагает в ногу со временем». Что до Пушкина, то процедуру пребывания солнца русской поэзии в бане описал Владимир Гиляровский со слов старого актера Ивана Григоровского: «Поэт, молодой, сильный, крепкий, «выпарившись на полке ветвями молодых берез», бросался в ванну со льдом, а потом опять на полок, где снова «прозрачный пар над ним клубится».

Золотой век русских бань закончился после 1917 года. Стерлядь, икра и пиво в ресторации, бесчисленный персонал — лакеи, раздевальщики и банщики, получавшие по рублевке на калач, брадобреи, цирюльники и маникюрши уходили в прошлое. Люксовые и досуговые городские бани  превращались в утилитарные помывочные, которых на всех не хватало. С мылом стало тоже туговато: пользовались печной золой или песком. 

«В русской бане» худ. Виталий ТиховБичом «простонародных» бань было банальное воровство. Существовали даже целые шайки, выработавшие особую систему. Воры поддавали на каменку, так, чтобы помещение наполнилось облаком пара; многие не выдерживали жары и выходили в мыльню. Пользуясь отсутствием, злоумышленники срывали с шестов белье и прятали его, а к вечеру снова приходили в бани и забирали добычу. Если банный воришка попадался, его редко сдавали в участок. Чаще просто выталкивали полуголого на улицу, несмотря на погоду.

В 30-е страна взяла курс на гигиену. Поэтому банным комплексам вновь стали уделять внимание. Архитектор Андрей Крячков выпустил монографию «Бани и купальни. Проектирование и расчет». Это был подробнейший справочник по архитектуре и строительству бань — с детальным анализом устройства помывочных комплексов Германии, Великобритании, США. В банях впервые появляется душ.

Очень своевременное решение: с началом Великой Отечественной войны помывочные обслуживали военных. Тогда бывшие Крестовские бани получили свое нынешнее название — Ржевские. Отсюда, с Ржевского, сегодня Рижского вокзала, чистые и постриженные в отстиранной и отглаженной форме солдаты отправлялись на фронт. 

После войны бани продолжали оставаться помывочными пунктами. Жили в бараках, коммуналках, о благоустроенных ванных и не мечтали. В деревнях парились в печке. Соломой ее натапливали, выгребали и мылись. Эффективно, конечно, но тут привычка нужна. Первый разряд в столичных банях в 50-е именовался «полтинником». В печку клали булыжники, приходили со своими шайками — их не хватало. А вот веники продавали почти у всех городских бань — по три копейки. Правда, старики, занимавшиеся этим промыслом, предпочитали торговать оптом — по десять веников. Чтобы хватило на четвертинку водки. 

«Пара в бане»

Триада «девочки-баня-алкоголь» появилась много позже. Традицию завели номенклатурные работники и укрепили «малиновые пиджаки» в перестроечные времена. Сейчас на посетителей с девочками смотрят косо. Все-таки изначальная философия русской бани в другом — очищение, забота о физической форме, здоровье и, конечно же, общение. Живое, без обид и обязательств, да еще и скрепленное общим делом. Каким? Например, приготовлением пара. Дело это непростое. Необходимо загодя проветрить помещение, подобрать композицию ароматов, постепенно раскалить камни. И остановить бесцеремонных граждан, поливающих камни большим количеством воды. Перенасыщенный влагой воздух вреден для сосудов и легких. Ценен самый первый, сухой пар. Его нужно прочувствовать, испробовать на вкус. Главный запах — березовый или дубовый дух веника. Он должен быть явственным, не оттесненным искусственным ароматом. Корифеи банного дела, правда, добавляют в пар удивительные композиции: полыни, ромашки, хрена, донника. Как и в каких пропорциях — секретов не выдают. 


«И хлещу я березовым веничком», или Пять самых банных песен 

Владимир Высоцкий
«Банька по-белому» (1968)

Протопи ты мне баньку по-белому
Я от белого свету отвык.
Угорю я, и мне, угорелому,
Пар горячий развяжет язык.

Зиновий Гердт, Евгений Паперный (1976)
«Песня про баньку» (из мультфильма 
«Приключения капитана Врунгеля»)

Баня русская всегда славилась на флоте.
На горячий на полок лезешь, как на клотик.
Из похода воротясь, парятся недаром
И недаром говорят: «Дядя, с легким паром!»

Александр Суханов
«Баня» (1984)

Спасибо, спасибо, тому, кто строил баню,
Кто печку топит в бане и греет воду в чане,
Еще тому спасибо, кто поддает нам жару,
Кто поддает нам жару и не жалеет пару. 

ВИА «Веселые ребята»
«Баня» (1985)

Баня, баня, баня, баня, баня — 
дубовый и березовый настой
Баня, баня, баня, баня, баня —
кусочек нашей жизни холостой

Михаил Евдокимов
«Песня про баню» (2002)

Ах, баня, баня, баня, малиновый ты жар,
Березовый дух мяты, да веничек пропарь.
Ах, баня, баня, баня, ты добрая маманя,
Ах, русская ты баня, да разгони печаль.


Кинобаня 

«А зори здесь тихие...» (Станислав Ростоцкий, 1972) — героическая баня. Русские красавицы проходят крещение святым паром перед последним и решительным боем. Хлещутся Остроумова, Маркова, Драпеко, Долганова, Шевчук. 

«Калина красная» (Василий Шукшин, 1973) — деревенская баня. Самая опасная: могут ошпарить. Но готовы осознать и исправиться. Потому что в бане плохих мужиков не бывает — топит Алексей Ванин, шпарит Василий Шукшин.

«Ирония судьбы, или С легким паром!» (Эльдар Рязанов, 1975) — пиво без водки — деньги на ветер. По последней, и в небо — навстречу неведомой любви на улице Строителей. Потеют и напиваются Мягков, Бурков, Белявский и примкнувший к ним Ширвиндт. 

«Особенности национальной охоты» (Александр Рогожкин, 1995) — алкоголическая баня. Время остановилось. Выхода нет и не надо... Квасит интернациональная компания во главе с Булдаковым. 

«Статский советник» (Филипп Янковский, 2005) — баня с секретом. Эраст Фандорин (Олег Меньшиков) сообщает подозреваемым в сотрудничестве с террористами лицам, что собирается попариться в Петросовских банях. Тайный покровитель злодеев генерал Пожарский (Никита Михалков) выходит сухим из парной — правда, из женской...


Тело мыть, а не водку пить

Придворный врач Елизаветы Петровны испанец Риберо Санчес говорил так: «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага...» 

Польза бани неоценима. Повышенное потоотделение освобождает организм от накопившихся токсинов, а также избытка жидкости. Даже пятиминутное пребывание в парилке снимает отечность. Под воздействием высоких температур усиливаются обменные процессы в организме, что способствует снижению веса, устранению целлюлита. Поры кожи очень хорошо очищаются, удаляется верхний омертвевший слой эпидермиса и восстанавливается нормальная работа потовых и сальных желез. Кожа подтягивается, повышается ее тонус. Банные процедуры положительно влияют на мышцы. Они становятся более эластичными. Поэтому поход в баню рекомендован после спортивных тренировок. Очень хороша баня как средство закаливания. Перепады высоких и низких температур тренируют терморегуляторную функцию организма, поэтому в холодное время года вы будете намного реже болеть простудными заболеваниями.  

Противопоказания

Заболевания дыхательной системы (пневмония, бронхит в стадии обострения, туберкулез), сердечная недостаточность, онкологические заболевания, болезни крови, атеросклероз, эпилепсия.

Правила поведения

1. Во время первых визитов оставайтесь в парилке недолго — 3–5 минут, затем увеличивайте время. Один заход не должен превышать 20 минут. Не спешите сразу же охлаждаться в бассейне или купели — это негативно влияет на сердечно-сосудистую и нервную систему. 

2. Постарайтесь поесть примерно за два часа до визита в баню, иначе организм вместо очищения будет тратить энергию на процесс пищеварения. Кроме того, могут возникнуть неприятные ощущения — слабость, головокружение, тошнота.

3. Откажитесь от алкоголя. Под его воздействием человек не вполне адекватно воспринимает время, не способен оценить собственное самочувствие. В жарко натопленной бане такие «сюрпризы», как тепловой удар или сердечный приступ, не редкость. Замените алкоголь чаем с лимоном или медом.

4. Чтобы эффект был более выраженным, рекомендуется использовать травы и масла направленного действия. Например, валериана и лаванда успокаивают. Ромашка, чабрец и герань — чистят кожу. Масло нероли бодрит. Мята и ментол обезболивают, а масла ши и иланг-иланга омолаживают.

P.S. Ценный веник

Выбор веника — дело тонкое. От материала зависит оказываемый эффект. Например, березовый повышает тонус кожи, заживляет ранки. Дубовый — избавляет от жирного блеска и угревой сыпи. Можжевеловый незаменим при заболеваниях суставов и позвоночника.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть