Вам «шашечки»?

21.12.2016

Станислав СМАГИН, публицист

В третью зимнюю декаду и новогодние каникулы традиционно ожидается резкий всплеск заказов такси. Однако нынешний декабрь, увы, уже омрачен двумя скорбными случаями, которые связаны как раз с этим видом общественного транспорта. В Ленинградской области водитель по ошибке завез 77-летнего пассажира не в тот населенный пункт, куда требовалось. Пенсионер через несколько часов умер от обморожения. А в Москве, опять же в такси, трое иностранных туристов были ограблены и высажены на окраине города. После чего один из них, 22-летний француз, пропал — через некоторое время его обнаружили в лесу мертвым. Причиной смерти сначала назвали переохлаждение, но потом появились данные об отравлении неизвестным веществом. Если же вспомнить недавнее громкое задержание частного извозчика из подмосковного Ногинска, усыплявшего жертв клофелином, а затем грабившего и выбрасывавшего их на пустыре, что привело к нескольким летальным исходам, картина получится до боли знакомой.

В советское время поездка на такси была делом не самым доступным и повседневным. Таксисты соответственно считались если не привилегированным, то как минимум весьма преуспевающим сословием. Постсоветская отмена государственной монополии в этой сфере привела к появлению заставляющего голову кружиться перечня фирм, конкурирующих между собой и завлекающих клиентов скидками и низкими ценами. Тут и компании с централизованным таксопарком, опознавательными знаками и едва ли не униформой, и просто артели, где у каждого водителя своя машина и свободный график. Про расцветший буйным цветом частный извоз и говорить не приходится.

В результате поездка на такси превратилась в мероприятие совершенно будничное, сродни покупке булки к завтраку. Хорошо ли это? Вне всякого сомнения. Но одновременно стали столь же частым делом криминальные эпизоды и случаи преступной халатности, вроде тех, что произошли на днях. Когда операторов на рынке сотни, а работники через них проходят десятками тысяч, вероятность подобных инцидентов возрастает на порядок. Да и, абстрагируясь от криминала и совсем уж «черной» недобросовестности, сервис нередко оставляет желать много лучшего. Иногородние и даже иностранные водители с сакраментальным вопросом «Дорогу покажешь?» давно стали притчей во языцех. Само наличие за рулем случайного либо плохо подготовленного к конкретной таксистской специфике человека качеству услуг явно не способствует. Вот и в трагедии, случившейся под Ленинградом, «виноватым» оказался навигатор: привез на улицу с нужным названием, но совсем в другом поселке.

Сложно и попросту вредно отрицать полезность малого и среднего предпринимательства в тех отраслях, что не являются стратегическими и не представляют для страны оборонного значения. И уж рынку легковых перевозок лучше быть именно рынком, то есть конкурентной средой, а не объектом госмонополии. Однако и здесь государство, с учетом описанных выше случаев и обстоятельств, обязано всерьез заняться если не монополизацией, то хотя бы адекватным и жестким правовым регулированием. Высокий — пусть и не запредельно — барьер для получения фирмой лицензии, угроза ее быстрого лишения при серьезных претензиях потребителей и проблемах с законодательством, установление обязательных требований к водителям и автомобилям — вот примерный перечень нужных мер. Естественно, для их принятия свое веское слово обязано сказать и гражданское общество. Невидимая рука рынка, убивающая пассажиров вследствие хоть прямого криминала, хоть равнодушия и безмозглости, это, согласитесь, далеко не то, что приемлемо даже для либеральнейшего экономического уклада.

Трагическая гибель пенсионера в Ленинградской области, к слову, имеет и другие нюансы, уже напрямую с такси не связанные. Да, мужчина оказался не там, где ему было нужно, и в силу погоды, возраста и сбоя координации в пространстве стал, выражаясь корабельным языком, терпеть бедствие. Но почему никто не забил тревогу до той поры, когда бедствие привело к ужасному финалу, когда можно было еще исправить ошибку? Соседи видели топчущегося около дома незнакомого пожилого человека, но не подошли, не спросили, нужна ли помощь. А сам он — старой закалки, из тех, кто обременять посторонних своими проблемами не привык. Почему его дочь, узнавшую от родственников, что отец так и не добрался до дачи, и ставшую названивать в диспетчерскую такси, 11 часов там футболили? Не соединяли с водителем, чтобы выяснить судьбу пассажира, — хотя технически такая возможность имеется. Даже на звонок из полиции, куда обратилась женщина, отреагировали строго по регламенту: шлите официальный запрос. Да что же это за регламенты такие! Тут уже возникают вопросы и к государству, и к обществу. К государству — потому что у него, слава Богу, пока монополия на «неотложку». И на правоохранительные и спасательные функции, кстати, тоже. А к обществу — потому что у всех нас остается монополия не менее важная. На чуткость и внимание друг к другу. Во всяком случае так должно быть.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (1)

  • alt

    Пров 23.12.2016 20:04:20

    Предпринимательская деятельность - слишком серьезное занятие, чтобы ею занимался любой желающий. Право на предпринимательство надо заслужить! Государство (точнее, органы власти) не должны закрывать глаза на криминал и прочий неподходящий контингент, а создать систему отбора самых достойных для самостоятельного плавания. Это позволит создать такую ситуацию, когда каждый предприниматель будет доверенным лицом государства, ответственным за его авторитет.
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть