Казантип: переступи порок

Владимир МАМОНТОВ, публицист

11.03.2016

Запрет фестиваля «КаZантип» в Крыму ассоциируется у меня со сносом ларьков в Москве. В девяностые годы шаурма из собачатины, депутаты с накладными грудями, спирт «Рояль», журнал «Птюч», группа «На-На» в прозрачных трусах проложили дорогу новой торговле, новой культурке и новой нравственности. Теперь наследие 90-х безжалостно счищают. 

Вроде все верно. Только...  «Птюч» исчез за ненадобностью: наркотики стали темой непринужденных шуточек на телеканале ТНТ, что это, как не фактическая реклама? «Рояль» выпили весь, подчистую. «На-На» больше никому не на. Здравое объяснение, зачем снесли «Пирамиду» на Пушкинской и «Кофе-хаус» на Чистых прудах (вполне себе культурные, унаследовавшие от 90-х только золотую землю под собой, а никак не собачатину), вижу ровно одно: безопасность. ГО. Чтоб можно было в случае вражеской бомбардировки быстро спуститься на прилегающую станцию метро, да уж там и ждать околеванца, формулируя по-чеховски. На эту мысль навел меня один старый чекист, а он дело знает. И дело говорит.

Если бы крымский прокурор Поклонская, отважная и очаровательная героиня японских аниме, запрещая «КаZантип», так и сказала — нельзя проводить многотысячное, пьяное и обкуренное мероприятие с участием тысяч полуголых маловменяемых людей на фоне террористической угрозы — я бы отнесся с пониманием. Больше того, я в части борьбы с наркотиками согласен: ох, не цветочки они там нюхают. И даже в плане борьбы за нравственность: там ведь, граждане, бродят девки, на которых из одежды — тушь да гуашь! Глядишь — и сердце радуется, то есть я хотел сказать «Срамота!» Римские сатурналии. До которых добралась-таки богиня Юстиция.

Но давайте посмотрим правде в глаза. То, что происходило на «КаZантипе», ничуть не страшнее пенных вечеринок, опен-эйров, нью-румов, стрип-баров, рейв-пати и прочих всем известных мест, где ежесубботне, невозбранно, каждый на свой лад, оттягиваются десятки и сотни тысяч молодых людей по всей стране. Периодически ролики с этих вечеринок попадают в сеть: «КаZантип», простите за каламбур, нервно курит в сторонке.

Нет, речь не о том, чтобы раз так, то и руки прочь от «КаZантипа». Наоборот, пусть и в других регионах найдутся свои Юстиции. Тоже прижмут и запретят, кого надо. Но если мы всерьез взялись не только за безопасность, о чем не торопимся громко звонить, а за главное, за воспитание подрастающего поколения, тогда вот какая штука. Сносить и запрещать мы более-менее научились. А дальше? Из-за  снесенной в Москве «Пирамиды»  внезапно открылся вид на серый шлакоблок «Известий», где давно нет никаких «Известий». Унылый дом утыкан кондиционерами, как фурункулами; все это косое, грязное наследие 70-х, честно говоря, тоже тянется рука зачистить, забежав напоследок в тамошний ночной клуб на первый этаж — свежим казантипским воздухом подышать да несоюзную молодежь с мягким лицемерием усовестить. 

Вместо «КаZантипа» и ему подобных — что? Тут я, пожалуй, отойду в сторонку. Потому что не в состоянии построить гигантские декорации, собрать лучших диджеев мира, запустить тысячи разноцветных шаров, придумать символику, идеологию — и чтоб все это было в противоход опасному, тревожному и морально нестойкому «КаZантипу»... 

Сами крымчане, кстати, очень поддерживают мысли насчет того, что ни игорных зон им не надо от матушки-России, ни обкуренных толп, а нужны прогулки по местам, где ступала нога Ивана Шмелева и Владимира Набокова. Санаторно-курортная наполняемость. Как в прежние, благословенные времена. Всё так, кто против, воздержался? Нет таких! Но те, кто выходит на бой с безнравственностью, дурным вкусом, распущенностью и излишествами разными, должны помнить древнюю мудрость: «Добродетель всегда требует награды, порок же приятен сам по себе». Надо затратить немало душевных сил, ума, фантазии, да и денег, чтобы запустить проекты, позитивно разворачивающие сознание людей. На моей памяти последний удачный — открытие Олимпиады в Сочи.

Мне кажется, если Крыму расставаться с субкультурным «КаZантипом», то — сразу начиная нечто гораздо более духоподъемное, привлекательное, свободное и яркое. Модное, классное. Крутое. Куда молодежь приедет, как пишет одна моя знакомая журналистка, не «с косяками, а с протеиновыми коктейлями». Она такая, молодежь: возьмет — да и приедет. От нынешних всего можно ожидать.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции