Во что верит Женя Лукашин?

Станислав СМАГИН, публицист

24.07.2015

В последнее время даже от людей патриотически настроенных можно услышать раздраженное: «Попы достали!» Что уж говорить о тех, кто к государству и патриотизму относится без лишнего пиетета. Поводов хватает — то это протест против строительства храма в парке «Торфянка», то недавний конфликт из-за праздника радиостанции «Серебряный дождь», мешавшего службе в храме. Провоцирование раскола общества по религиозному принципу — тема отдельного, местами грустного разговора. Мне же интересна именно метаморфоза, произошедшая в отношении к Церкви либеральной интеллигенции.

Каждый Новый год во время просмотра в качестве многолетней обязательной программы «Иронии судьбы» удается зацепить доселе остававшиеся за пределами осмысления эпизоды. В прошлый показ, например, обратил внимание на диалог Ипполита и Лукашина у подъезда. В бытовую романтическую комедию без, как кажется на первый взгляд, кричащей социальной подоплеки затесалось пылкое программное речение Надиного жениха, достойное пера Леонтьева или Победоносцева. «Для вас нет ничего устоявшегося, законного, ничего святого. Такие, как вы, всюду суют свой нос, верят не в разум, а в порыв. Вы неуправляемы... Такие, как вы, — угроза для общества». Подумалось: здесь-то подоплека и кроется. Ипполит — классический русско-европейский консерватор. И внешне (похож чем-то на де Голля), и по повадкам, и по мировоззрению. И вот этого консерватора в пух и прах растаптывает залетный полупьяный хмырь. Причем разговор у подъезда (слова Ипполита и ответ Лукашина о том, что такие, как его визави, не способны на чувства и свершения) происходит в точке сюжетного перелома, далее чаша весов неумолимо склоняется в пользу Лукашина, Ипполит же предстает все более смешным и жалким. Удивительно, что фильм не получил на Западе признания. Ведь фактически в нем переплетены все ключевые западные темы и тенденции 60-х–70-х: победа леволиберала над консерватором, make love, not war, культурмарксизм и постмодернизм (прилететь в состоянии риз в другой город и с ходу разрушить две устоявшиеся пары, одна из которых твоя собственная, — это нормально, ибо в мире ничего ненормального нет, все относительно).

В минувший Новый год подметил еще кое-какие нюансы. Например, возвращение Жени домой. Очень основательно, на несколько десятков секунд показывают храм архангела Михаила, при этом крупным планом — кресты, за кадром же звучит «С любимыми не расставайтесь» с особым, как показалось, ударением на двукратно повторяющемся «я за тебя молиться стану». «Ирония судьбы» вышла на экраны 1 января 1976 года, а середина 70-х — это ведь как раз пик фрондирующего заигрывания (иначе сложно назвать) интеллигенции с церковно-религиозной тематикой.

Когда времена стали меняться, властители дум, почувствовав, видимо, что Церковь не до конца осознает всю степень своей задолженности перед ними, принялись делать грозные предупреждения. Так, Елена Боннэр вскоре после подавления ГКЧП отправила открытое письмо Горбачеву и Ельцину, где грозно спрашивала, что те намереваются строить, «свободное демократическое содружество государств» или «державную милитаризованную Россию» под лозунгом «Самодержавие, православие, народность» (Православие, естественно, с маленькой буквы). Подобные заявления повторяются и сейчас — и все потому, что Церковь не оправдала возложенного на нее высокого доверия.

Стоп. А в чем не оправдала-то? В том, что не осталась тихой и загнанной в угол? В том, что «срослась с государством»? Да и что значит «сращивание»? При массе нюансов и объективно существующих вопросов сейчас отношения Церкви и государства — это отношения равноправных, равно важных друг для друга субъектов. Вам не нравится, что Церковь осуждает западный упадок нравов, поминает руководителей страны в молитвах? Или вы считаете, что формулу «о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся» придумали столь нелюбимые вами патриарх и отец Всеволод Чаплин?

Тем, кто когда-то обдуманно принял крещение, а теперь — «клерикализм, попы достали», даю совет: православным — от православного. В РПЦ, хорошо это или плохо, широчайший плюрализм мнений. Есть батюшки, одобрительно относящиеся к Сталину, есть резкие антисталинисты, есть государственники, было и не самое узкое движение «православных за «Пусси Райот», включавшее и представителей клира. Имеются хорошо известные интернет-порталы, придерживающиеся либерально-православного курса. Найдите себе приход по душе, коли еще не нашли, создайте личного «хорошего попа» и личную «антицерковную церковь», как группа Depeche Mode создала «личного Иисуса». И станет снова на душе хорошо и спокойно, и опять полуминутный кадр с церковными маковками будет вызывать у вас сладостное чувство потаенно скрученной дули Софье Власьевне или Рогнеде Федоровне, — не знаю, как вы нынче в своем кругу называете Россию.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции