Чай? Кофе? Потанцуем

Елена ФЕДОРЕНКО

13.06.2019

«Точка пересечения» отчиталась о проделанной работе.

Этот проект стартовал в 2016-м — тогда Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко впервые призвал молодых хореографов для создания новых опусов. Назвать эту инициативу эксклюзивом было бы неправильно — лаборатории, мастерские, воркшопы собирались «под крышей» разных российских трупп. Коллективы, которым расширенный формат оказывался не по силам, готовили вечера современной хореографии. К поиску новых пластических идей подключились едва ли не все российские компании. «Точке» выпала счастливая судьба. Согласно условиям проекта, авторы, пробующие свои силы в сочинении танцев, приезжали в Москву, выбирали артистов Музтеатра и через месяц интенсивных репетиций дважды показывали 20-минутные постановки на Малой сцене. Никаких творческих ограничений по темам, сюжетам, жанрам, музыке — полная свобода. В объятия начинающих хореографов отчаянно бросились лучшие силы Музтеатра — исполнители техничные, стильные, с отличным вкусом. Они трудились доблестно, не жалели свои суставы и связки, забывали о классической подготовке, но их усилия могли оценить не более четырех сотен зрителей. Возник дисбаланс между затратами и результативностью. Ропот услышал худрук балета Лоран Илер, всегда симпатизировавший экспериментам, и, конечно, откликнулся: семь выбранных спектаклей составили гала-концерт «Точка пересечения». Хореографические высказывания перекочевали на большую сцену, и случилось превращение, одно из театральных чудес. Наблюдать за опусами, которые заметно повзрослели, оказалось намного интереснее, чем на премьерных показах. Воздух большого пространства пошел на пользу.

«Песочные часы», поставленные Ксенией Вист из Германии, на премьере утомляли слишком уж внятным, почти банальным рассказом об этапах земного пути: гармония детства, вера в дружбу, любовное наслаждение, горькое одиночество перед встречей с Вечностью. Сегодня конкретика повествования наполнилась трепетной подлинностью, трогательными метафорами. Оттенки безысходной боли и нежного счастья — в танце Алексея Любимова, особая женственность у Анны Окуневой. Ансамбль (хороши все — Иннокентий Юлдашев, Леонид Блинков, Наталья Клейменова, Георги Смилевски-младший), сложенный из живых характеров, не позволяет рассыпаться хрупким «Песочным часам».

Озорному жизнелюбивому номеру «То, да не то» израильтянина Эяля Дадона на все 20 минут не хватило танцевальной дерзости, которой оказалось в избытке у артистов: Мария Бек, Эрика Микиртичева, Юрий Выборнов, Денис Дмитриев, Евгений Поклитарь с беспечным шиком резвятся с прыгающими по сцене париками, сломя голову бросаются в водоворот движений, обаятельно выясняют отношения, юмором и иронией «вытягивают» фрагменты, где фантазия сочинителя буксует.

Солист Музтеатра Константин Семенов как хореограф не первый год увлечен диалогом с предшественниками. Его «Вариации и квартет» на сборную классическую музыку хоть и лишены прорывов и открытий, хранят культурную память ушедших эпох и, безусловно, близки исполнителям: Ольга Сизых и Иннокентий Юлдашев, Оксана Кардаш и Сергей Мануйлов не оставили ни малейшего шанса в этом усомниться. Простая, но прочная конструкция, тени прошлого и актерская энергетика дня сегодняшнего приносят полноценный художественный результат.

«Мы» китаянки Диши Жанг — беспроигрышный вариант яркого гротеска. В зарисовках из жизни офисных менеджеров хореограф проявила волю к театральности. Бессмысленные трудовые будни трех мужчин — прямо светский репортаж для глянцевого журнала: лихо пересекают сцену кресла, подписываются невидимые документы, составляются важные бумаги. Планы — на ускорение, пыль — в глаза. Жены «тружеников» взмокли от лихорадочных хлопот по дому: моют, стирают, гладят и… ждут своих ненаглядных. Они возвращаются — раздраженные, подвыпившие, равнодушные, но такие родные. Анастасия Першенкова и Константин Семенов, Мария Бек и Денис Дмитриев, Елена Соломянко и Андрей Кириченко предлагают блистательные актерские аттракционы. И все же «Мы» — пожалуй, единственный номер программы, про который нельзя с уверенностью сказать, что переезд на большую сцену произвел живительное действие. Тщательная выделка каждого образа оказалась сомасштабна малому пространству, где так любопытно было наблюдать за отношениями персонажей. Вот жена с нежной раздраженностью «снаряжает» на службу еще не проснувшегося мужа, натягивает рубашку, пиджак, галстук, а вечером с кротким терпением ждет ласки. На близком расстоянии детали и нюансы, которыми насыщены эти легкие остроумные скетчи, проявляются щедрее. Но, быть может, этот «витамин радости» рекомендован для одноразового применения?

В контексте понятных опусов «Жонглируй» англичанина Соломона Беррио-Аллена — миниатюра созерцательная и загадочная. Танцы в рапиде, заторможенные медитации, человек без головы где-то наверху, рассыпанная колода игральных карт. Разгадывать шифры хореографа совсем не хочется, гораздо приятнее, поверив Соломону, не держаться за нарратив и попытаться «отпустить якоря». Тогда можно фантазировать, например, о том, что «Жонглируй» — такая особая форма жизни, сложенная из человеческих вселенных. Чарующей и колдовской — у Валерии Мухановой, изобретательной — у Юрия Выборнова, развеселой — у Евгения Поклитарь, таинственной — у Натальи Сазановой и Дины Левин. Придуманный и непознанный мир сменяется завершающим «Дежавю» албанца Эно Печи, работающего в Вене. Здесь все узнаваемо и печально — равнодушие, спешка,  люди устремляются из кулисы в кулису. О потерянном времени не дает забыть неумолимый маятник. Вдруг кто-то из пешеходов столкнется друг с другом, и в «точке пересечения» сверкнет дуэт и рассыплется. Пары, танцующие восторженно и естественно, сменяют друг друга: Оксана Кардаш и Сергей Мануйлов, Анастасия Лименько и Евгений Жуков, Елена Соломянко и Иннокентий Юлдашев.  

Можно только предполагать, как смотрелся бы после этого пронзительного невеселого спектакля трагикомический семейный па-де-катр «Чай или кофе?» Андрея Кайдановского. Его ждали с особым нетерпением — забавная зарисовка несколько лет назад открыла хореографа России. Автор сразу получил две номинации в «Золотой маске», потом рассказал пластическую «Басню» в Театре на Таганке, дебютировал на сцене Большого с новеллой «Love Song» и сочинил одноактную «Пижамную вечеринку» в Музтеатре, попав в отличную компанию: вечер одноактовок включает спектакли Баланчина и Килиана.

Перед началом второго действия гала к публике вышел Лоран Илер. Даже самые проницательные зрители ничего не заподозрили и приветствовали экс-этуаль Парижской оперы овациями. Оказалось, что замечательный Евгений Поклитарь получил серьезную травму, и «один из спектаклей, а именно «Чай или кофе?» показан не будет. На «Точке» балеты ставятся на конкретных исполнителей, в этом их сила и слабость одновременно, замена невозможна». Завершающим речь худрука французским крылатым фразам: «À la guerre comme a la guerre» и «C’est la vie» перевод не потребовался. Так что ни чаем, ни кофе не угостили, а спектакль Кайдановского Илер собирается показать Парижу. Пообещал и нам.


Фото на анонсе: Карина Житкова