02.11.2018
Когда-то Васильев ставил на замечательного воронежского солиста Александра Литягина, сегодня возглавляющего родной театр. Им же инициирован фестивальный проект, включивший встречи с Мастером, показ спектаклей, поразительные репетиции и выставку фотохудожника Александра Самородова, зафиксировавшего уникальные моменты искренней дружбы мэтра и труппы.
На открытии показали воронежский эксклюзив — «Балетные шедевры в оперной классике»: «Польский акт» из «Ивана Сусанина» Глинки, «Вальпургиеву ночь» из «Фауста» Гуно и «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина. Собранные Васильевым в один вечер откровения великих балетмейстеров прошлого столетия Ростислава Захарова, Леонида Лавровского и Касьяна Голейзовского воздают должное высокой оперно-балетной традиции. В «Золушке» Сергея Прокофьева заглавную партию вела мягкая эмоциональная Марта Луцко, в роли трогательного романтика Принца выступил Михаил Ветров. Их чистый танец напомнил волнующую некогда московскую премьеру и ее незабываемую героиню — Екатерину Максимову. Она же была первой и эталонной Анютой в одноименном балете Владимира Васильева на музыку Валерия Гаврилина по «Анне на шее» Чехова. На сей раз героев Антона Павловича воплотил блистательный дуэт из Большого театра: Анастасии Сташкевич (Анюта) и Вячеславу Лопатину (Модест Алексеевич) вторила тонкая стилистическая игра артистически зрелой труппы хозяев. Когда в финальной сцене в роли растерянного отца вышел сам юбиляр, зал зашелся в аплодисментах.
Шекспировского «Макбета» — один из первых спектаклей Васильева как хореографа — сегодня можно увидеть только в Воронеже. Мощную красочность музыки Кирилла Молчанова передал оркестр под управлением маэстро Юрия Анисичкина. Балет — пронзительный рассказ: не о «литературном злодеянии», а хроника нравственного падения. И гордая леди Макбет в отличном исполнении Юлии Непомнящей — по замыслу хореографа именно она ведущая сила трагедии — и рефлексирующий Макбет у отличного многогранного танцовщика Ивана Алексеева (он, артист Большого театра, родной город не забывает) — отнюдь не злобные честолюбцы. Их низменные страсти намеренно «снижены» и тем страшнее наблюдать перерождение. Жажда власти может вспыхнуть во вполне добропорядочных людях, превратив жизнь в морок. Колючие ведьмы-вещуньи — Диана Егорова, Марта Луцко, Екатерина Любых — будоражат совесть людскую, зомбируют сознание и звучат весьма актуально. Мир спектакля богат танцами и смыслами. Нервный и решительный Банко — Михаил Ветров, величественный король Дункан Максима Данилова. Воронежским артистам удаются балеты с внятной историей, оправданным действием, логикой внутреннего развития персонажей. Таково творчество Васильева. Оно литературоцентрично, книжная стихия — близка хореографу, он далек от ломки формы, увлечения абсурдом и не изобретает колес. Заставляет работать зрительскую мысль, ведет с публикой серьезный разговор.
Современных хореографов — своих подопечных — Васильев изначально подвигает к интеллектуальному поиску, предлагая найти танцевальный эквивалент прозе Андрея Платонова (темами Мастерских под руководством хореографа-наставника были еще Гоголь и Лев Толстой, Астафьев и Шукшин). Платоновский вечер объединил новое поколение хореографов: москвичей Елену Богданович и Александра Могилева, петербуржцев Веру Арбузову и Юрия Смекалова. Арина Панфилова представила Пермь, Раду Поклитару — Киев, Дмитрий Залесский — Минск. Номера не рассыпались на отдельные фрагменты — они связаны платоновским дыханием, дивными атмосферными акварелями Васильева и его задушевно звучащим голосом. В финале, поставленном Раду Поклитару на музыку Шопена, распахивается космос писателя, где русская душа тянется к иным мирам и тоскует по несбыточным мечтам. Герои, блаженные и обреченные, надорванные каторжным трудом и вдохновленные верой в великие открытия, знающие относительность истины и счастье познания, поднимаются вверх — по канатам к колосникам сцены. Там — небо, туда — путь.
Главный балетмейстер Воронежского театра Александр Литягин:
— Не буду повторять возвышенных эпитетов в адрес Владимира Викторовича. В нем — чудесная загадка. Не понимаю, как возможно иметь такой багаж и увлекаться не только балетом, но и оперой, и режиссурой, и живописью, и литературой. Он сам — живая история, а занимается тем, что пишет историю будущего. Васильев не остановился на великом балете прошлого, я ни разу от него не слышал: в наше время-де танцевали лучше, ставили интереснее. Удивительно, он — человек-легенда, человек-эпоха, досконально знающий наследие и оберегающий его, строит мостик в балет будущего. На своем пермском конкурсе «Арабеск», в своих уникальных Творческих мастерских он без устали ищет таланты — умных, образованных, одаренных молодых ребят. Передает им знания, полученные от своих педагогов. Он — безошибочный сканер: видит перспективу танцовщиков, что из кого можно «вытянуть», кому какой определить репертуар.
За последние 16 лет в нашем театре проходит много разных фестивалей, но Васильевский — особый: самый большой, самый важный и самый ответственный. Репетирует Васильев с такой отдачей, какую редко встретишь, — полноценно, ежедневно, без скидок на годы и усталость. Отпускает артистов и остается с техническими службами до тех пор, пока не получится так, как он планировал и предполагал.
Артисты и педагоги с открытыми ртами на него смотрят: как Васильев похвалил, как сделал замечание — важно все. Перед фестивалем сказал своим ребятам: «Не ждите снисхождения за то, что напряженно работали. Не пожалеют». Они ответили, что не рассчитывают на сочувствие, а боятся, что Мастеру не понравятся.
Фото на анонсе: Александр Самородов