Дважды двадцать лет спустя

14.05.2015

Елена ФЕДОРЕНКО

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

В Мариинском и Большом театрах чествовали Диану Вишнёву. Двадцатилетие творческой деятельности 38-летняя балерина отметила на широкую ногу, в трех отделениях и многолюдно — с участием артистов двух главных театров России. Вечер так и назвала «Двадцать».

Значительный балетный десант прибыл из Петербурга в Москву (несколькими днями раньше в Северной Пальмире гостили артисты Большого). Праздновала Диана, как мы помним, и десятилетие своего служения сцене, но — скромнее, только на сцене родной Мариинки. Тогда, на пороге второго десятилетия, Вишнёва попрощалась с приклеенным к ней определением «петербургский вундеркинд» и смело перешла в разряд редких мастеров, кому покоряется и мир крахмальной классики, и непредсказуемые ветра современного танца. За минувшее время артистка раздвинула границы своих танцевальных пристрастий, пополнив репертуар шедеврами прошлых столетий, несколькими эксклюзивными проектами («Красота в движении», «Диалоги», «Грани»), фестивалем «Context. Диана Вишнёва». Собрала богатую коллекцию наград, сделавшую ее самой титулованной балериной своего поколения. Вырос и реестр театров, нацеленных на содружество с русской примой. 

Теперь Вишнёву догнала цифра, роковая для балетного люда: после 20 лет исполнительской биографии обозначен порог — заслуженная пенсия. Любимцы Терпсихоры, к коим относится и Диана, конечно, общего правила не соблюдают, даты и цифры — не для них. Но избранность требует доказательств. Возраст и положение звезды мирового масштаба обязывают. Теперь танцем Вишнёвой правят опыт и зрелость. 

Первая и третья части бенефиса юбилярша отдала сценам балов. Для начала — бал в королевском дворце из балета «Золушка» в постановке Алексея Ратманского, в исполнении Мариинской труппы с виновницей торжества в титульной партии. Королевская ассамблея с жеманными изломами декаданса, бомжеватой Феей-нищенкой и карикатурными мужиками-панками, исполнявшими вариации Времен года, сильно смахивала на капустник и показалась немного устаревшей. Лучезарный танец Вишнёвой-принцессы прошлых лет заменила игра титулованной королевы в детские забавы. Из балерины стихии, где главным было хрупкое счастье только что рожденного движения, она вдруг превратилась в балерину разума — точную и расчетливую, умеющую просчитывать наивность своей героини. Скоропись чувств сказалась и на беглых «описках» в технике, чего ранее в танце перфекционистки Вишнёвой не наблюдалось.

Петербургский бал у князя Гремина из третьего акта спектакля Большого театра «Онегин» Джона Крэнко приберегли на финал. Невероятной красоты контрастные дуэты — Татьяны-Вишнёвой: с супругом (Александр Водопетов) — благочестиво-безропотный и с Онегиным (Александр Волчков) — обжигающе-страстный, прозвучали полной октавой и украсили бенефис. Сокрушающий темперамент и отчаянная истома героини затянули в омут эмоций, оставив место для раздумий — о невозможности счастья и тяготе будней. 

Разочарование вечера — миниатюра «Старик и я» Ханса ван Манена. Трагикомический дуэт, поставленный голландским классиком для возрастных артистов, обманчиво «примитивен». Дама бальзаковских лет решает покорить мужчину почтенного возраста. Поначалу он не ведется на вызовы, потом сходится с соблазнительницей в коротком дуэте надежды, и дальше — расставание. Время ушло безвозвратно. Партнер Дианы Владимир Малахов — экс-руководитель Берлинской оперы, ныне работающий в Японии, каждым взмахом руки и изломом корпуса доносит глубокую боль героя. Диана «пишет» характер милой, чуть глуповатой кокетки, не обремененной мучительными рефлексиями. Трюкачит и комикует, снижая градус трагического сюжета, переводя историю о потерянной жизни в забавный анекдот. 

Сегодня Вишнёва — одержимая профессией и очарованная танцем — берется за многое и разное, сознавая, что способна оживить любую пластику. Но оказывается, что интенсивность порой изматывает и опустошает. Майя Плисецкая — гений, столь близкий Диане (памяти Майи Михайловны Вишнёва посвятила свой вечер в Мариинском театре), признавалась, что не любила репетировать и добавляла: «В последнее время стала думать, что именно это в итоге продлило мою сценическую карьеру: я танцевала в два, а то и в три раза дольше, чем положено. Может быть, потому что у меня были неизмученные ноги». Не знающая покоя Вишнёва сегодня выглядит усталой, но это совсем не лишает ее поклонников надежды на будущие открытия от любимой балерины. Ждем третьего десятка.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть