Место под солнцем Арктики

Наталья МАКАРОВА, Кронштадт

23.01.2015

«Вон он! Точно он!» — кричит малыш, шлепая по лужам и указывая на белый корабль, приближающийся к кронштадтскому причалу. Пять месяцев назад на этом судне его отец ушел в кругосветное плавание. Несмотря на моросящий дождь и холодный ветер, малыш вместе с мамой ждет своего героя. А рядом с ними — еще несколько сотен родных и друзей членов экипажа океанографического исследовательского судна ВМФ России «Адмирал Владимирский».


Первая кругосветка

18 августа 2014 года с этого же пирса корабль отправился для изучения Мирового океана. Особый упор делался на Арктику. За пять месяцев прошли 31 550 морских миль. Большая часть пути лежала через малоизученные территории, однако после этого плавания площадь «белых пятен» на карте сократилась: мореплаватели открыли новый остров и исследовали около двадцати подводных глубин. 

Судно швартуется, люди на пристани уже различают своих родных, машут, кричат и повыше поднимают букеты и воздушные шары. Оживленнее всех ведет себя компания молодых людей с ярким плакатом с надписью: «С возвращением!» Они ждут своего друга Филиппа Куликова, который служит на судне механиком по рефрижераторным установкам. А вот и мама Филиппа.

— У сына это было первое кругосветное плавание, он звонил домой из каждого порта, — волнуясь от предвкушения встречи, рассказывает она. — Возмужал, наверное...

Экипаж по военно-морской традиции приветствуют молочным поросенком. Первым делом — официальная часть. Главнокомандующий ВМФ России Виктор Чирков поздравляет моряков с успешным окончанием плавания. 

— За время похода проделан огромный объем работы, совершено более двадцати научных открытий, — торжественно говорит он. — Эти результаты показывают всему миру возможности нашей техники и научный потенциал, а самое главное — позволят использовать полученный опыт в дальнейшем.

Главком подчеркивает, что кругосветная океанографическая экспедиция «Адмирала Владимирского» (судну, к слову, в этом году исполняется сорок лет) стала первой столь масштабной в истории современной России. Последний подобный поход выполнялся гидрографическими судами ВМФ более тридцати лет назад. Кстати, нынешний маршрут был разработан с учетом Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана 1910–1915 годов, в ходе которой было сделано последнее из великих географических открытий современности — архипелаг Северная Земля.

Моряки спускаются на землю и попадают в объятия родных. Я впервые на таких встречах. Мне казалось, что после почти полугодичного похода они должны быть, как в кино, — седобородыми и обветренными, с усталым выражением исхудавших лиц. Но стереотипы ломаются, словно утренний кронштадтский ледок. Все подтянуты, на удивление ухожены, громко делятся впечатлениями. Со всех сторон слышны отрывки историй про ловлю рыбы, высадку на полярные льды. К друзьям подходит тот самый рефмеханик Филипп. Спрашиваю: что больше всего запомнилось из плавания?

— Впервые увидел дельфина, акулу — потрясающе! Если будет возможность, обязательно снова пойду в кругосветку.

Яя!

«Адмирал Владимирский» прошел через Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический океаны и 16 морей: Балтийское, Северное, Норвежское, Кельтское, Саргассово, Карибское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Восточно-Китайское и Филиппинское. Панамский канал и девять проливов. Экипажу угрожали льды и айсберги, тайфуны и циклоны. Экспедиции удалось найти и точно описать координаты нового острова в Северном Ледовитом океане. Он был замечен с вертолета в 2013 году. Полярная байка гласит, что летчики, увидев землю, начали спорить:

— Я его первым заметил!

— Нет, я!

И назвали остров Яя. Тогда пилоты сделали несколько снимков и улетели. Экипажу «Адмирала Владимирского» удалось обнаружить остров и высадиться на нем. Он оказался в стороне от тех координат, которые давали пилоты. 

— Теперь территориальные воды России прирастут еще 452 квадратными милями морского пространства — сам остров и акватория вокруг него, — поясняет начальник экспедиции капитан первого ранга Олег Осипов.

Таким образом, расширится исключительная  экономическая зона России, то есть морской район, где без согласия нашей страны никто не может осуществлять разведку и разработку природных ресурсов.

Яя представляет собой вытянутое песчаное образование примерно 130 на 400 метров. С одной стороны острова находится лагуна. Растительности там нет, животный мир представлен лишь моллюсками и морскими тараканами. Подходы к острову пологие, и, чтобы добраться до берега, четырем исследователям пришлось сто метров идти вброд по мелководью. До них здесь в буквальном смысле не ступала нога человека.

— В ходе плавания исследовали около двадцати отличительных подводных глубин, — продолжает начальник экспедиции. — Восемь из них ранее не были нанесены на карты. Есть формы рельефа дна, которые опасны для кораблей и подводных лодок.

В частности, это подводная гора высотой 4400 метров — в районе Соломоновых островов, минимальная зафиксированная глубина над ней достигает 671 метра. Это и другие открытия бесценны для подводных исследователей, подчеркивает Осипов.

В ходе экспедиции изучены навигационно-гидрографическая обстановка в портах Диксон, Тикси, Певек, Коринто и Гавана, условия прохождения Панамского канала, особенности инфраструктуры Северного морского пути для использования его в интересах Минобороны России, собран уникальный материал для корректировки карт и руководств для плавания.

Лена и три медведя

О капитане отдельный разговор. Александр Пышкин — потомственный морской волк. Отец и брат — моряки, сын Вячеслав — тоже, ходил с отцом в эту кругосветку. Его впечатления носят явный рыбацкий уклон:

— В свободное время ловили кальмаров, креветок, крабов. Я лично поймал как-то летучую рыбу. Многие знают, что в роллах есть ее икра, но мало кто видел эту рыбу вживую. А самый крупный мой улов — это королевская корифена весом около 15 кг. Еще было дело — двух акул поймали.

— Съели?

— Зачем? Отпустили.

Cпускаюсь в трюм. Длинные узкие коридоры с крутыми трапами. Здесь очень легко заблудиться. В одном из проходов натыкаюсь на молоденькую девушку. Говорят, что женщина на корабле — к несчастью. Но Лена Сорвина — одна из 13 (кстати, о приметах) представительниц прекрасного пола на судне. Она с детства мечтала отправиться в кругосветное путешествие, и вот свершилось — ради этого поступила на корабль поваром. Ее муж и сестра также в составе экспедиции. 

— Больше всего впечатлений подарил Северный морской путь, — рассказывает Лена. — Высаживаемся на мысе Желания — и тут навстречу три белых медведя. Хорошо, что у мужчин были ружья. Сделали несколько выстрелов в воздух — медведи развернулись. Еще запомнилось, как на острове Врангеля закладывали гурий. Это сложенная в виде приметного знака груда камней. Под них кладется паек военнослужащего на случай, если полярники из других экспедиций заблудятся и проголодаются. А еще в каждом порту мы собирали камушки на память...

Интересным выдался Новый год. Команда встречала его не где-нибудь, а в районе Бермудского треугольника. Обошлось без происшествий. Но особенно запомнилось пересечение экватора. По традиции тому, кто делает это впервые, необходимо пройти посвящение у морского бога Нептуна. Избежать этой участи не удастся, у Нептуна есть верные слуги — морские черти, которые разбегаются по всему кораблю в поисках жертвы. Кого-то обливают водой, кого-то мажут сажей. Помимо Нептуна и чертей, по палубам в тот день разгуливали русалки и пираты. Очень веселый праздник, с улыбкой вспоминает Лена. 

А самое трудное в плавании — это когда оказываешься далеко от земли, вне зоны эфира: нет возможности связаться с родными. На Северном морском пути связи не было целых полтора месяца...

Следующее плавание «Адмирал Владимирский» совершит в ноябре нынешнего года. Маршрут уже известен — на этот раз Антарктида.