Всё — теперь ты элита!

Виктор СОКИРКО

28.03.2014

День внутренних войск, отмечаемый в России 27 марта, пожалуй, самый неброский из профессиональных военных праздников. «Вэвэшники» не купаются в фонтанах, не разбивают о голову кирпичи и не заставляют приводить полицию в состояние боевой готовности. Тем не менее цену себе знают: сегодня внутренние войска — одна из важнейших частей охранной системы российского государства.

Сейчас в Главном командовании внутренних войск МВД России главная забота — создание своих подразделений в Крыму.

— Мы уже приступили к формированию новых частей, — доложили нам в штабе ВВ. — Комплектоваться они будут в основном местными призывниками, часть военнослужащих останется из числа тех, кто служил в аналогичных украинских формированиях. На первом этапе туда будут прикомандированы офицеры из частей внутренних войск, дислоцированных на территории России.

На сегодняшний день в Крыму дислоцируются пять частей и соединений внутренних войск, которые перешли в состав России. Это бригада в Симферополе, полк в Севастополе, два отдельных батальона — в Евпатории и Гаспре, а также полк спецназа «Тигр», который базируется в селе Краснокаменка. 

К слову, у военнослужащих «Тигра» теперь появится возможность не только получить российскую форму и вооружение, но и принять участие в знаменитых соревнованиях на право ношения крапового берета — одной из высших отличительных особенностей «вэвэшных» спецназовцев. О том, что значит российский краповый берет, знают во всех армиях мира. Даже наша десантура, не признающая авторитетов, с особым почтением относится к обладателям берета цвета крови. Чтобы заслужить такой, надо пройти серьезное испытание, которое не каждому по силам. Из-за сложности такого «конкурса» от него отстранили молодых солдат-срочников, которые служат всего год, оставив это право лишь опытным контрактникам.

Перед профессиональным праздником «вэвэшники» пригласили корреспондента «Культуры» на свой полигон близ деревни Новая под Москвой, чтобы продемонстрировать так называемую традиционную «показуху» — со стрельбой, рукопашным боем, штурмом здания, захватом самолета и прочими эффектными, но все-таки «киношными» эпизодами своей боевой подготовки.

— Экзамена на краповый берет не будет, — разочаровал полковник Василий Панченков. —  Он проводится два раза в год на базе одного из учебных центров подготовки спецназа внутренних войск. Туда со всех регионов страны прибывают спецназовцы, прошедшие на местах предварительный отбор, не менее жесткий, чем сам финальный экзамен. Получить берет трудно, но непросто его и сохранить. Необходимо соответствовать не только физически, но также морально и нравственно. Нарушившему грозит лишение. Кстати, среди недопустимого — проявление неуставных взаимоотношений. Во многом благодаря этому нам удалось несколько лет назад практически полностью ликвидировать так называемую дедовщину.

В большинстве случаев экзамен на получение крапового берета проходит в Отдельной дивизии оперативного назначения, широко известной как дивизия имени Дзержинского. Корреспонденту «Культуры» довелось побывать на одном из недавних испытаний.

Первый этап — марш-бросок на 12 км. Экипировка — автомат, бронежилет, бронешлем, всего более 20 кг «лишнего веса». Периодически на маршруте поступают задания: выйти из-под огня условного противника, преодолеть водную преграду, эвакуировать раненого товарища с поля боя и так далее. Помимо этого — регулярные отжимания на маршруте, приседания, ходьба гуськом. Одно из главных условий — не уронить автомат. К следующему этапу бойцы приходят с синяками и ссадинами, и кажется, что сил уже больше нет. Но это только начало.

Далее начинается преодоление специальной штурмовой полосы (СШП). Бойцам необходимо пробежать по навесным лестницам, перелезть через стены, преодолеть препятствия, проползти под низко натянутой колючей проволокой и пройти в противогазах «газовую камеру». Во время прохождения СШП постоянно ведется обстрел холостыми патронами, все в дыму, под ногами разрываются взрывпакеты. Это сложный тест — боец должен выполнить задачу, не отвлекаясь ни на что.

После преодоления полосы — контрольный экзамен, так называемая «русская рулетка». Еще на старте каждому кандидату выдается один холостой патрон, который заряжается в магазин, но не досылается в ствол. Боец должен передернуть затвор и выстрелить в воздух. АКМ — надежное оружие, но даже его можно довести до полного отказа. Выстрелит автомат или нет — узнать можно только в последний момент. И пройти все препятствия нужно так, чтобы любой ценой сберечь оружие в боеспособном состоянии. Оно должно стрелять.

Затем выход на огневой рубеж — спецназовцев ждет «скоростная стрельба на фоне физического утомления». За короткое время бойцы должны поразить несколько мишеней. Иногда рядом с мишенями террористов появляются и мишени заложников — попадание в такую означает провал экзамена.

Но и это еще не финиш. Впереди — высотная подготовка. При помощи альпинистского снаряжения бойцы спускаются с учебной «высотки». По ходу движения на одном из этажей нужно поразить мишень из автомата, а на другом — выбить окно и бросить внутрь гранату. На все упражнение отводится не больше 30 секунд. А затем на импровизированной «полосе препятствий» испытуемые должны выполнить еще несколько акробатических упражнений. Из каждого прыжка и кувырка боец обязан встать в боевую стойку — это обязательное условие. Сразу после акробатики — «бой с тенью». С оружием и без. В основе рукопашного боя базовые ката из каратэ — хорошая проверка вестибулярного аппарата после головокружительных предыдущих этапов.

Всё? Испытание закончилось? Как бы не так — впереди еще 12 минут ада. Этап, который затмевает все предшествующие, — жестокий спарринг. Сначала контактный рукопашный бой друг с другом. В него может вмешаться и инструктор, если бойцы становятся неактивными. Когда претендент на берет валится с ног от усталости и пропущенных ударов в голову, ему предстоит бой со спецназовцем, уже заслужившим право его носить. Такого не увидишь даже на чемпионате мира по кикбоксингу! Кулаки, пятки только и мелькают в воздухе. Задача опытного бойца — не забить соперника, а подвести его к черте, за которой уже, казалось бы, не остается сил, а потом заставить вскочить и снова продолжать бой! Главное — продержаться до конца и не опускать руки.

— Какой бы ты ни был крутой спортсмен, какими бы тренированными ни были твои мышцы, экзамен на краповый берет плющит и рассыпает в прах, — делится впечатлениями инструктор, сержант Никита Новиков. — Это испытание за гранью человеческих сил. Но когда все оказывается позади, ты понимаешь, что вот только сейчас ты стал настоящим мужиком и уже представляешь себя, избитого и измочаленного, в краповом берете. Ты преклоняешь колено, разбитыми в кровь губами, сквозь слезы (мало у кого хватает сил их сдержать) произносишь: «Служу России и спецназу!» и тут же валишься без сил. К тебе подбегают товарищи, в том числе и те, с кем ты только что жестоко рубился, и обнимают, поздравляют... Всё — теперь ты элита!

Кстати, краповый берет носится с наклоном на левое ухо. Крутизна состоит еще в том, чтобы он был выцветшим, ведь спецназовцы носят именно тот берет, который им вручили после экзамена. Чем он более потертый — тем опытнее его обладатель.