Химразведка доложила точно

Александр АНДРЮХИН, Костромская область

11.07.2016

Под Костромой на полигоне «Песочное» прошли всероссийские соревнования среди лучших подразделений радиохимической разведки Вооруженных сил страны. В современных условиях боеспособности этих войск придается особое значение.

Девять утра. Еще ощущается утренний холодок, но на небе ни облачка — ​несколько часов, и начнется пекло. Напоминающие звездных воинов бойцы, облаченные в экзотические костюмы радиационно-химической защиты и противогазы (их запрещено снимать до завершения соревнований), застыли у бронетранспортеров в ожидании команды. Наконец, звучит по громкой связи:

— Экипажам приготовиться! К машинам!

Два БТР‑80 отделяются от колонны и выдвигаются на полосу препятствий. Вот и первое испытание — ​на скамье четыре контейнера с неизвестным веществом. Машины резко тормозят, из каждой выскакивает по солдату. В руках — ​приборы, похожие на экшн-камеры с селфи-палками. С их помощью надо определить, какой из контейнеров дает радиоактивное излучение, а в каком — ​источник химического заражения. Следующая задача: специальным скребком набрать в пробирки почву для лабораторных исследований — ​и бегом обратно к бронетранспортерам.

— На самом деле доставлять образцы в лабораторию необходимости нет, — ​объяснил мне позже биохимик одного из экипажей сержант Дмитрий Павлов из Саратова. — ​Современные приборы позволяют на месте определить степень заражения воды, почвы и предметов.

Но кто знает, какой будет реальная обстановка на местности. К тому же чем быстрее проскочишь опасный участок, тем меньше облучения получишь. Так что лучше время не терять: взял пробу — ​а в лаборатории разберутся. И бронетранспортеры мчатся дальше, вздымая клубы пыли. Впереди — ​железобетонный мост. Чтобы въехать на него, нужно преодолеть здоровенную бетонную балку — ​что-то вроде огромного лежачего полицейского. Обычно водители в таких ситуациях сбавляют ход. Но наши механики, похоже, напрочь забыли про тормоза: не снижая скорости, бэтээры перемахнули через препятствие, несколько метров пролетели по воздуху, грохнулись на мост, ревя моторами, оставили его позади и вышли на «минное поле». По условиям игры, расположение фугасов известно — ​задача в том, чтобы как можно быстрее одолеть дистанцию, пропуская «мины» между колес. На следующем этапе задание разнообразили: надо было лавировать между столбиками, обозначающими заряды, — ​этакий бронетранспортерский слалом: обязательный элемент экстремального вождения еще называют «змейкой».

Успешно разобравшись с «минной преградой», бэтээры выкатились к озеру и вдруг остановились. Оказывается, сразу в воду нельзя: надо воочию убедиться, что расположенный сзади люк водометного двигателя открыт. Солдат выскочил, посмотрел: все в порядке — ​и, погрузившись более чем на две трети, машины плавно поплыли на противоположный берег. Там дежурили два спасательных бэтээра с тросами наготове — ​на случай, если что-то пойдет не так и участники состязаний не смогут выбраться самостоятельно.

Однако оба экипажа сами справились с препятствием и понеслись на второй круг. Тут уже соревнуются только люди, без техники. В противогазах, костюмах химзащиты, наглухо закрывающих тело, в бронежилетах, с автоматами, эти нереальные киборги под палящим солнцем сначала переходят речку по канату (параллельно чуть выше натянут второй канат, за него нужно держаться руками), затем перелезают или перепрыгивают двухметровую кирпичную кладку, ползут под проволокой (задел — ​считай, подорвался), штурмуют высоченную стену-сетку — ​тут главное не запутаться. А потом — ​горящие дома в клубах черного дыма. Вот здесь бойцы наверняка говорят спасибо противогазам, которые на предыдущих этапах лишь мешали, не давая дышать полной грудью. Их «слоники» дыма не пропускают ни грамма.

Завершает дистанцию обычная стометровка — ​бегут уже из последних сил. И только после финиша разрешается снять противогазы. Бойцы срывали их и тут же, красные, потные, грязные, валились в траву, хватая ртом жаркий летний воздух, казавшийся им эталоном горной свежести. Но ничего: двух минут не прошло — ​и снова смотрят орлами.

Знай наших, саратовских

Смотр подразделений радиационной, химической и биологической разведки проводится в России всего лишь второй раз. Первый состоялся в прошлом году здесь же, в 26 км от Костромы, — ​среди лесов, на специальном полигоне, оборудованном по последнему слову экстремальной армейской мысли. Сейчас нормативы ужесточили, препятствий стало втрое больше.

— За право участвовать в конкурсе соревновались более 2,5 тысяч военнослужащих по всей России — ​десантники, ракетчики, моряки, а также представители других видов и родов войск, но допущено было только 12 экипажей, — ​сообщил «Культуре» начальник войск РХБ защиты генерал-лейтенант Эдуард Черкасов. — ​Каждая команда представлена тремя основными экипажами (по три человека) и одним запасным.

В первый же день был побит мировой рекорд гонки бронетранспортеров, установленный в 2015-м российскими же военными. Экипаж 1-й мобильной бригады из Шихан Саратовской области, возглавляемый лейтенантом Иваном Голубковым, одолел два круга за 23 минуты 27 секунд — ​это на 23 секунды быстрее, чем год назад.

— Причем в нынешних соревнованиях, — ​не скрывает Черкасов гордости за подчиненных, — ​участвуют новые бойцы срочной службы, поскольку те, кто состязались в прошлый раз, уже демобилизовались.

На подготовку аса уходит полгода плюс интенсивные двухнедельные курсы.

— Я родом из Саратова, — ​рассказывает водитель расчета Денис Профанов. — ​В армию призван после окончания Российского экономического университета имени Плеханова. Самое сложное на этой трассе — ​на скорости преодолевать бетонные сваи на дороге. Надо иметь очень крепкую голову, поскольку, когда бэтээр взлетает, ты тоже подскакиваешь и ударяешься макушкой о потолок, если не сумел пригнуться вовремя. Водная преграда проще. Если все герметично закупорено, то опасаться нечего. Бронетранспортер выдерживает волны высотой более метра. Что касается объезда препятствий, то тут больше полагаешься на чутье, потому что через смотровые щели обзор очень ограниченный.

Машиной Денис доволен — ​не подводит. Главное, вовремя делать техобслуживание. Военные считают, что российские БТР — ​лучшие в мире. Натовские аналоги уступают по всем позициям, особенно в надежности, к тому же многие не умеют плавать. Большинству из них нужны хорошие дороги — ​с таким подходом им нас никогда не одолеть.

Соревнования получились зрелищными. По оценкам собравшихся на трибуне, ничем не хуже популярного танкового биатлона. А на мой взгляд, даже поинтереснее были. После гонки бэтээров наступил черед уже бойцам показать боевое мастерство. Стреляли и кидали гранаты опять же в своих защитных костюмах и противогазах. А на финальном этапе — ​командная эстафета с передачей палочки между экипажами.

Победителем стала команда РХБ разведки из Шихан. Второе место досталось представителям Восточного военного округа, а «бронза» — ​разведчикам Центрального округа. Впереди международный конкурс, в нем примут участие военные из 19 стран, в том числе Белоруссии, Китая и Египта. Последние (это уже известно) выступят на российских бэтээрах.

Можно говорить о появлении нового вида технического спорта. Уже создана федерация «Безопасная среда» — ​общественная организация по военно-прикладным дисциплинам, вошедшая в ассоциацию Армейских игр России. Однако понятно, что не только спортивного интереса ради несколько дней кряду носились бойцы по жаре в полной выкладке. У игр, а точнее, пожалуй, учений, была, очевидно, и практическая задача. Вспомним, 30 июня Владимир Путин на совещании послов и постпредов РФ констатировал: «Террористы пока не обладают всеми современными военными техническими средствами, но они уже протянули руки к химическому оружию, их действия простираются далеко за рамки одного региона, и сложно предсказать, где ждать новых крупных ударов». В таких условиях все более актуальным становится повышение уровня мастерства подразделений РХБ разведки, которые первыми окажутся на пораженной противником местности.