28 мая 1949 года

Сергей ГРОМОВ

31.05.2019

70 лет назад, 28 мая 1949-го, читатели «Советского искусства» получили во всех смыслах мемориальный номер. Добрая его половина посвящалась 150-летию Пушкина. Вышли статьи и заметки о его юности, творчестве, о том, как подготовилась к полуторавековому юбилею советская общественность. А также — о современнике Александра Сергеевича, родоначальнике нашей музыкальной классики: «Товарищ Сталин назвал имя Глинки рядом с именем Пушкина среди имен великих деятелей русского народа... Пушкин и Глинка сопровождают советский народ в его труде, в его борьбе за мир и счастье во всем мире». В заглавии одной из публикаций Пушкин назван «гением русской драматургии». «Лишь верно поняв и оценив пушкинский принцип народности литературы, можно правильно понять и оценить и высказывания поэта о драме и театре, и его собственное драматургическое творчество», — утверждал литературовед Константин Ломунов.

Мемориальную тематику продолжил обзорный материал о памятниках героям Великой Отечественной. Среди трио авторов значится уже весьма именитый в те годы Евгений Вучетич.

Юбилейные торжества деятелей отечественной культуры совпали с траурными мероприятиями: 24 мая на 76-м году жизни умер патриарх советского (и классик русского) зодчества Алексей Щусев. Помимо некрологов от Совета министров, академий и других важных организаций, в газете опубликовано правительственное постановление «Об увековечении памяти академика и действительного члена Академии архитектуры СССР...». В документе есть несколько необычных, на сегодняшний взгляд, пунктов, к примеру, устанавливаются пожизненные персональные пенсии не только для вдовы Алексея Викторовича, но и для двух его взрослых детей.

Нашлось место в газете и для чествования здравствовавшего на тот момент юбиляра. К 50-летию Леонида Леонова вышла статья с простым, однако о многом говорящим заголовком — «Большой русский писатель». Тогда же, в 1949 году (а также в 1950-м) его номинировали на Нобелевскую премию по литературе. Но получить эту награду в разгар холодной войны у Леонида Максимовича не было никаких шансов.