Май. 2018

22.04.2018


5 мая

90 лет со дня рождения Анатолия Иванова

Фото: Владимир Савостьянов/Фотохроника ТАССВо второй половине XX столетия его книги можно было найти едва ли не в каждом доме. Писатель-реалист, выросший в деревне, обладал удивительной способностью «отыскивать в жизни характеры интересные, цельные», создавать масштабные, эпические литературные полотна с множеством действующих лиц и сюжетных ответвлений. Через жизнь глухого сибирского села, сквозь судьбы нескольких поколений одной семьи он показывал жизнь огромной страны, со всеми ее резкими поворотами и потрясениями. И не боялся самых трагических тем.

Вершиной его творчества стал роман, над которым Анатолий Степанович работал 13 лет. «Вечный зов» — название аллегорическое, — отмечал автор. — Один из моих героев говорит, что человек рано или поздно начинает задумываться над сутью и смыслом бытия, жизнью окружающих его людей, общества и над своими собственными делами и поступками. Это его заставляет делать властный зов жизни, вечное стремление найти среди людей свое человеческое место. Мне хотелось показать, что человек становится гражданином, а потом и бойцом за справедливость, за человеческое достоинство и за человеческую радость».

Мастерски выписанные характеры, жесткие конфликты, захватывающие коллизии сами просились на экран. Так появились замечательные сериалы «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов», имевшие колоссальный зрительский успех. Ведь в них так же остро, как и в книгах Иванова, ощущается трагическое и героическое дыхание истории.

12 мая

85 лет со дня рождения Андрея Вознесенского

Фото: Анатолий Гаранин/РИА НовостиПервый его поэтический сборник назывался «Мозаика». В духе этого заглавия было и все последующее творчество — яркое, ритмичное, сверхметафоричное, порой «заумное», выстреливающее нарочитыми алогизмами, пестрящее картинками, в которых «квадраты расползаются в эллипсы». Вознесенского заметил и благословил Борис Пастернак — факт, определивший очень многое в жизни стихотворца.

Вознесенского читают уже шесть десятилетий, нередко вторя раздумчивым, «фирменным» мантрам: «Я тоскую не по искусству, / Задыхаюсь по-настоящему»; «Не исчезай в нас, чистота, / Не исчезай, даже если подступит край». Он, конечно же, верил, что «в человеческом назначении — девяносто процентов добра». И абсолютно справедливо полагал: «Все прогрессы — реакционны, / Если рушится человек».

Несмотря ни на что, оставался оптимистом: «Россию хоронят. Некрологи в прессе. / Но я повторяю — Россия воскресе».

А свою судьбу с точки зрения вечности Андрей Андреевич определил краткой, выдающей в нем вполне состоявшегося философа формулой: «Умирают — в пространстве, / Живут — во времени».

15 мая

170 лет со дня рождения Виктора Васнецова

Н. Д. Кузнецов. Портрет В. М. Васнецова, 1891Безусловный патриот, славянофил, основоположник особого «русского стиля», слегка насыщенного элементами символизма и модерна, он как будто жил в стране сказочных красавиц, былинных молодцев, эпических старцев, легендарных правителей...

Произведения исполнены огромной силы, однако их герои зачастую печальны, словно предвидят крутые и бедственные повороты судьбы. Таковы богатыри, озирающие бескрайние родные просторы, хрестоматийный витязь на распутье, милая Аленушка, застывшая у пруда. При виде васнецовского Ивана Грозного с горящим, испепеляющим взором бегут — согласно неписаному закону эстетического восприятия — холодные мурашки по коже. Картины Васнецова окутаны то ли общей, одной на все произведения, Тайной, то ли множеством разноуровневых загадок, с заведомо недостижимыми ответами.

Виктор Михайлович оставил после себя богатейшее наследие не только в виде гениальных живописных и графических полотен. Бесподобно расписывал величественные храмы в Киеве, Санкт-Петербурге, Варшаве. Не жалел времени и сил для занятий декоративным творчеством.

Он жил в Москве, всем сердцем любил Белокаменную. В ней и поныне очень многое о нем напоминает.

17 мая

30 лет назад был найден Большой кремлевский клад

Его обнаружили недалеко от Спасских ворот, на глубине 5 метров. От сундука, в котором хранились сокровища, остались лишь кусочки истлевшего дерева да две позеленевшие медные ручки. Однако к этому «прилагалось» без малого три сотни потемневших от времени серебряных украшений. Их датировали XII — началом XIII века.  

Фото: Дмитрий Коробейников/РИА Новости

По мнению ученых, этот клад — один из наиболее ценных среди всех, когда-либо найденных в древнерусских городах. Рядом с роскошными, поражающими тонкостью исполнения изделиями мастеров домонгольской Руси (браслеты-наручи с изображениями фантастических зверей, узорные кольца, подвески-колты), взорам специалистов предстали изящные скандинавские вещицы, золотой перстень с арабской надписью: «Слава и успех, и власть, и счастье, и украшение владельцу сего»... 

Высокий статус их первоначального обладателя очевиден. Скорее всего, сокровища принадлежали семье московского князя Владимира Юрьевича, внука легендарного Всеволода Большое Гнездо. Вероятно, ценности решили укрыть тогда, когда к городу подступили войска хана Батыя.

Находка стала знаковой, кардинально изменила взгляд историков на Москву того периода, наглядно доказала, что нынешняя столица была в то время не маленьким форпостом на границе Владимиро-Суздальской Руси, а довольно важным городом, находившимся в центре политических событий, игравшим заметную роль в транзитной торговле.

18 мая

315 лет назад Петр I со товарищи одержали легендарную победу в устье Невы

Вновейшие времена эту дату объявили днем рождения Балтийского флота. Послуживший основанием исторический эпизод заключал в себе удивительное сочетание беспримерного героизма, редкой бесшабашности и национально обусловленного «парадокса». Недаром все участники баталии с нашей стороны получили специальные медали, на которых по распоряжению государя была отчеканена надпись: «Небываемое бывает».

Л. Блинов. «Взятие шведских кораблей в устье Невы». 1890...В этот день, на рассвете, преображенцы и семеновцы на трех десятках шлюпок под общим командованием Петра Михайлова (боевой псевдоним самодержца) и Александра Меншикова предпринимают дерзкую атаку на оснащенные пушками шведские парусники «Гедан» и «Астрильд». Невзирая на мощный заградительный артогонь неприятеля русские вплотную приближаются к вражеским кораблям, берут их на абордаж, захватывают и тут же празднуют викторию. Так, не имеющие ни малейшего опыта в подобных сражениях, вооруженные лишь мушкетами солдаты и офицеры Петра дают сокрушительную оплеуху видавшим виды морякам Карла XII...

Довольно скоро Россия обзаведется собственным военным флотом, и начнется уже совсем другая история. В ней будет много славных морских побед, но все их одержат профессиональные корабельные экипажи, а не сухопутная гвардия, для которой и на земле работы всегда в избытке.

18 мая

150 лет со дня рождения императора Николая II

Николай IIПоследний русский монарх был рожден в резиденции российских императоров Царском Селе. Трон от своего выдающегося отца, Александра III, унаследовал осенью 1894-го. Прожил 50 лет и два месяца. Государь, его жена, дети, до конца верный им врач Евгений Боткин и прислуга были зверски убиты большевиками 17 июля 1918 года в одном из частных домов Екатеринбурга. То есть уже предстоящим летом придет черед для другой круглой даты — черной, трагической...

Ожесточенные споры о Николае II — как личности и политической фигуре — стихнут, наверное, еще не скоро. Относительно другой ипостаси, более важной в глазах православных людей, свое решение вынес 14 августа 2000 года Архиерейский собор РПЦ: «Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских царскую семью: императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжен Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию».

Иконы с их изображением есть ныне во многих храмах страны, в том числе в кафедральном соборе Русской православной церкви — Храме Христа Спасителя.

18 мая

60 лет назад фильм «Летят журавли» получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля

Считается, что каннский триумф шедевра Михаила Калатозова и Сергея Урусевского в нашей тогдашней прессе был встречен слишком «сдержанно», чуть ли не пренебрежительно. Это не совсем так. Действительно, труженики официоза, редакторы главных партийных изданий плохо себе представляли, как нужно реагировать на международный успех отечественной киноленты со слишком сложной драматургией и новаторской режиссурой, оригинальными операторскими находками и «неоднозначным» поведением главной героини. К слову, Никита Хрущев, посмотрев картину, высказался о ней крайне резко.

Татьяна Самойлова  на Каннском фестивале. 1958Тем не менее восторженные отклики в центральной печати все же имели место. Газета «Советская культура» 20 мая опубликовала на первой полосе большую статью, начинавшуюся словами: «На Международном фестивале в Канне Большая премия «Золотая пальмовая ветвь» присуждена советскому фильму «Летят журавли». Т. Самойлова получила специальный диплом за исключительное исполнение главной роли в фильме. Мастерство оператора С. Урусевского отмечено первым призом Высшей технической комиссии Франции. Пресса полна сообщений о новом выдающемся достижении нашей отечественной кинематографии». Весьма показателен и такой фрагмент публикации: «Как только он (представитель жюри. — «Свой») сообщил о присуждении Большой премии советскому фильму и наград Т. Самойловой и С. Урусевскому, в зале раздались аплодисменты, и над зданием Дворца кино взвился Государственный флаг Советского Союза. Он реял как символ славы нашей Родины, разносторонних творческих и трудовых побед советского народа... поднявшего до невиданных высот советскую культуру, подлинно гуманистическую, проникнутую духом мира и дружбы народов».

27 мая

315 лет назад был основан Санкт-Петербург

Сторонники «либеральной» версии историографии считают главной причиной переноса столицы в XVIII веке мнимую нелюбовь Петра к Москве, его стремление быть поближе к передовому Западу и подальше — от якобы косной, чуравшейся всего прогрессивного Белокаменной.

Об истинных целях, которые преследовал царь, коротко, но весьма емко сказано во вступлении к «Медному всаднику»: 

А. Зубов. «Петропавловская крепость». 1716Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен на зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам.

Строки Пушкина следует воспринимать буквально, без скидки на поэтические гиперболы и метафоры. «Все флаги в гости» — это, конечно, важно и нужно, но на первом месте стоит все-таки «грозить».

К концу мая 1703-го русские захватили две шведские крепости, построенные на бывших землях Новгородской республики, успешно атаковали корабли неприятеля в устье Невы и отныне крайне нуждались в появлении своего северо-западного форпоста.

А вот как писал об этом ганноверский резидент при русском дворе, современник тех событий Фридрих Христиан Вебер: «Шведская угроза, несмотря на недавние победы русского оружия, оставалась по-прежнему насущной, и потому вместо взятого штурмом Ниеншанца было решено заложить в устье Невы, на Заячьем острове, новую крепость, которую назвали в честь святых Петра и Павла. Крепость заложили 16 мая (ст. ст.), а две недели спустя, в день святых апостолов, получил имя и город при крепости».

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть