«Фронтовики» обещают большую порку

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

24.09.2013

«Национальный фронт» под руководством Марин Ле Пен открыл беспрецедентную по масштабам кампанию по подготовке к муниципальным выборам, которые состоятся во Франции в марте 2014 года.

Лидер партии поставила целью избрание тысячи своих кандидатов в местные органы власти. Муниципалитеты не только управляют городами и сельскими коммунами, но и являются кузницей кадров, политическими университетами, служат трамплином для штурма новых политических высот.

«Мы хотим быть представленными во всех эшелонах управления страной, — подчеркивает генеральный секретарь «Национального фронта» Стив Бриуа. — Восхождение к вершине власти начинается с ее подножия». К тому же мэры крупных городов обычно имеют и депутатский мандат. До своего избрания главой государства Жак Ширак на протяжении 18 лет занимал пост парижского градоначальника.

Если на последних президентских выборах в 2012 году за Марин Ле Пен проголосовали 6,5 миллиона французов — 18 процентов избирателей, то, согласно последним опросам, в следующем году ее партия получит в среднем по стране 25 процентов голосов. В некоторых городах этот результат может превысить 50-55%.

Партия имеет широкую поддержку на юге страны, а также в некоторых северных и восточных районах. «Национальный фронт» расширяет свою базу — помимо традиционного мелкобуржуазного электората и большинства рабочего класса, ему симпатизируют безработные, молодежь, пенсионеры, жители сельских районов. За националистов сегодня готовы отдать голоса французы, еще вчера поддерживавшие социалистов или правых. Руководители крупнейшего профсоюза — Всеобщей конфедерации труда, близкой к компартии, признают, что некоторые ее члены голосуют за Марин Ле Пен.

Социологи объясняют растущую популярность «Национального фронта» неспособностью «системных» партий — как правых, так и левых — вывести страну из затяжного кризиса. «Французы устроят порку соцпартии на выборах в 2014 году, — уверена Марин Ле Пен. — Вслед за теми, кто разочаровался в Николя Саркози, наши ряды пополнят недовольные Франсуа Олландом».

Французы исключительно болезненно воспринимают удар по карману. Поэтому предмет особого негодования — безудержный рост налогов. С их помощью левое правительство пытается залатать зияющие дыры в бюджете и остановить рост государственной задолженности, которая к концу 2014-го достигнет астрономической суммы в 2000 миллиардов евро. В этом году впервые придется платить налоги примерно миллиону малоимущих граждан.

«Парламентариям досталось по полной от наших избирателей, только что получивших новые налоговые извещения, — признает депутат-социалист Лоран Бомель. — Их послание просто: «Я возмущен и следующий раз отдам голос Марин».

Успех «Национального фронта» связан и с очередным витком преступности. Кровавый разбой в Марселе достиг таких размеров, что некоторые политики выступают за размещение армейских подразделениях в «горячих» кварталах города.

Полиция, во главе которой стоит «крутой» министр внутренних дел Манюэль Вальс, не в состоянии защитить от грабежей французов, вынужденных прибегать к самообороне. В Ницце хозяин ювелирной лавки недавно застрелил налетчика. По мнению следствия, он переступил рамки самозащиты и должен предстать перед судом. «Я бы сам его убил», — заявил почетный президент «Национального фронта», 85-летний Жан-Мари Ле Пен. Он даже показал жестами, как бы это сделал. С подачи «фронтовиков» в социальных сетях в защиту коммерсанта выступили более миллиона человек.

Катастрофическое положение, в котором оказалась Франция, не является чем-то фатальным, утверждает Марин Ле Пен. У нее свои рецепты выхода из кризиса. «Когда мы придем к власти…», — этой фразой часто начинает свои выступления лидер «Национального фронта».

В ее программе появляются новые ориентиры. Наряду с традиционными приоритетами — типа борьбы с незаконной миграцией и с преступностью, на первый план выдвигаются социально-экономические проблемы. Противодействие исламу идет под знаменами защиты ценностей «светского» государства. Напротив, борьба с коммунизмом потеряла свою актуальность.

Также на авансцену выходит внешняя политика. Как и ее отец, Марин считает одной из своих долгосрочных целей активное сближение с Россией, видит в Москве «естественного союзника» Франции. Она критикует стремление Парижа «наказать» Башара Асада — несмотря на то, что две трети французов против военного вмешательства в Сирии.

«Кто бы мог подумать, — иронизирует Марин Ле Пен, — что под благодушной внешностью президента генерального совета департамента Коррез (Франсуа Олланд занимал эту должность до своего избрания главой государства. — «Культура»), скрывается такой ревностный вояка. Он оказался в подчинении у Обамы еще в большей степени, чем Тони Блэр — у Джорджа Буша».

Глава «Национального фронта» возмущена зависимостью Парижа от стран, с которыми у нее никогда не было исторических связей, а именно — от Саудовской Аравии и Катара. Франция, по ее словам, занялась «обслуживанием толстопузых эмиров».

Мощным наступлением «Национального фронта» обеспокоены и левые, и правые. «Политические элиты сильно напуганы», — констатирует газета «Le Monde». Социалисты, коммунисты и «зеленые» по-прежнему видят в Марин Ле Пен своего заклятого врага, тогда как часть правых, пытаясь договориться с соперником, ведет с ним закулисный торг. Марин Ле Пен готова в некоторых случаях заключить соглашение, но диктует свои условия.

Претенденты на предвыборный альянс с «Национальным фронтом» должны предварительно подписать муниципальную хартию, в которой предусмотрены отказ от повышения налогов, обеспечение безопасности граждан, защита мелких коммерсантов, прозрачность в предоставлении дешевого муниципального жилья и борьба с незаконными лагерями кочевников-цыган.