Анатомия протеста

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

23.01.2015

Французская полиция отрапортовала об аресте в южных городах Безье и Сен-Жан-де-Веда пяти россиян чеченского происхождения, подозреваемых в подготовке террористических актов. Правда, несколько часов спустя стражам порядка пришлось дать обратный ход. Прокурор Безье Ивон Кальве признал, что причастность задержанных к терактам не подтверждается и в черных списках они не значатся.

«Чечено-русский след» не дал результатов. Удивляет, что возник он сразу после того, как в Грозном прошла грандиозная манифестация против карикатур на пророка Мухаммеда, опубликованных в журнале Charlie Hebdo. Заметим, прошла спокойно, в то время как непрекращающиеся массовые «антикарикатурные» выступления в других городах мира носят явно франкофобский характер и сопровождаются актами насилия. В столице Нигера Ниамее и в городе Зиндере в столкновениях с силами порядка погибли десять человек, около пятидесяти получили ранения. С криками «Долой Францию! Долой Charlie Hebdo!», «Мы защищаем нашего пророка!» манифестанты разрушили 45 церквей, подожгли французский культурный центр, разграбили десятки магазинов и лавок. На демонстрациях в Мали, Афганистане, Египте, Алжире, Иордании, Турции, Иране, Сенегале, Судане, Бахрейне, Катаре тысячи людей несли плакаты «Я не Шарли! Я — Мухаммед!» и сжигали французские флаги. Манифестанты в Джакарте потребовали изгнания всех французов. 

Протестуют не только низы, но и верхи. Президент Афганистана Ашраф Гани Ахмадзай расценил новую порцию карикатур в Charlie Hebdo как «оскорбительную» и «безответственную». Осудил публикацию и сам папа римский Франциск: «Свобода слова не дает права провоцировать, унижать и насмехаться над верой. Есть предел. Каждая религия имеет свое достоинство. Если мой большой друг будет плохо говорить о моей матери, я, разумеется, могу его ударить». 

Даже в Соединенных Штатах и в Европе многие политики и издания отмежевались от богохульных рисунков. Защищая антиисламские шаржи, отмечают политологи, Париж портит отношения с мусульманским миром. 

Меняются настроения и на родине Charlie Hebdo. Более 40% французов теперь высказываются против публикации подобных карикатур. Что же касается местных мусульман, то часть из них оправдывает теракты и считает «героями» братьев Куаши, устроивших бойню в редакции Charlie Hebdo. Эту расправу в одном из пригородов Гренобля приветствовали фейерверками. Только за последние дни эксперты насчитали в соцсетях более четырех тысяч постов в поддержку террористов. В них содержатся призывы брать в руки оружие для борьбы с Францией: «Будьте солдатами Аллаха!», «Франция — злейший враг ислама».

Солидарность с радикальными исламистами находит отклик в учебных заведениях, включая университеты. В парижском пригороде Бобиньи отстранили от преподавания учительницу, которая назвала кровавую расправу «государственным заговором с целью уничтожения ислама».

В результате действий религиозных ассоциаций некоторые школьники оспаривают трактовку Крестовых походов, еврейского геноцида, алжирской войны. Отказываются читать книги типа «Сирано де Бержерак» или «Госпожа Бовари», которые считают «развратными». 

Глава «Национального фронта» Марин Ле Пен видит в мультикультурализме благодатную почву для терроризма. Власти, по ее словам, совершили три ошибки. Первая — зеленый свет свободному перемещению людей внутри Евросоюза и снятие контроля на национальных границах. Вторая — массовая легальная и нелегальная иммиграция. Третья — внешнеполитическая: интервенция в Ливии, поддержка повстанцев в Сирии, альянсы с Саудовской Аравией и Катаром, которые финансируют джихад. 

Идеологически близкий к «Национальному фронту» писатель и философ Рено Камю только что создал во Франции отделение движения «Европейцы-патриоты против исламизации Запада» ( PEGIDA). Штаб-квартира объединения находится в Дрездене, оно активно действует по всей Германии и имеет союзников в Бельгии, Дании, Австрии и Швейцарии. В начале нынешнего года в немецких городах по призыву PEGIDA на улицы вышли около 25 000 человек, защищающих, по их словам, «христианские ценности». 

Мусульманский фактор оказывает влияние и на торгово-экономическую сферу. «На Европу обрушилась волна исламизации, — заявил израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху, принимая на днях своего японского коллегу. — Поэтому мы хотим уменьшить свою зависимость от некоторых западноевропейских рынков и расширить сотрудничество с Азией». Пытаясь предотвратить возможные покушения, французская полиция провела серию арестов в столичных предместьях. Четырем задержанным французам предъявлены обвинения в пособничестве террористам. Их подозревают в том, что они снабжали злоумышленников деньгами и оружием. На сегодня аналитики опровергают версию о том, что террористы действуют, подобно «одиноким волкам». По словам экспертов, все они связаны с той или иной экстремистской сетью типа «Исламского государства» или «Аль-Каиды».

В стране приняты максимальные меры безопасности. В дополнение к полицейским на охрану городов переброшены с военных баз свыше 10 000 солдат. В этих экстремальных условиях президент Франсуа Олланд намерен притормозить начатую программу сокращения вооруженных сил. 

Местные ЧОПы из-за нехватки кадров больше не в состоянии обеспечить многократно возросший спрос на стражей — в частности, в больших магазинах. По государственной же линии охрана предоставлена многим известным деятелям, журналистам Charlie Hebdo, которые могут стать жертвами покушения. Кроме того, полицейские ни на шаг не отходят от популярного писателя Мишеля Уэльбека, автора нового скандального романа-утопии «Покорность», сюжет которого строится вокруг победы мусульманина на французских президентских выборах 2022 года. «Я боюсь», — вздыхает сам романист, приостановивший презентацию книги во Франции. Боятся и французы. Психиатры констатируют «коллективную травму», в результате которой употребление транквилизаторов и снотворного возросло на 18,2 %. Потеряла привлекательность даже сезонная распродажа, потому что многие просто опасаются ходить в магазины. 

Ясно, что справиться с терроризмом не помогут ни кардинальные меры безопасности, ни коренные реформы спецслужб. Корень зла, только что признал премьер-министр Манюэль Вальс, — в существовании в стране «территориального, социального и этнического апартеида». В его условиях обречена жить немалая часть французов.