Китай захватывает Францию

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

22.01.2015

Китай стремительно наращивает инвестиции во Францию по всем направлениям — от аэронавтики и электроники до химической индустрии и ширпотреба. Последний пример: китайский консорциум «Симбиоз» приобрел за 308 миллионов евро 49,9 процента капитала аэропорта Тулузы.

«Симбиоз» легко победил всех конкурентов, включая французских гигантов типа корпорации Vinci, предложив самую высокую цену и наилучшие перспективы развития аэропорта. В скором времени прямая воздушная линия свяжет Тулузу с крупными городами Срединной империи.

Другим резонансным событием явились многомиллиардные инвестиции китайской автомобильной компании Dongfeng Motor в фирму «Пежо — Ситроен» и взятие ее под свой контроль. Кроме того, на счету Поднебесной массированные вливания в банковскую сеть, в агропромышленный комплекс, в гостиничный сектор, в виноградники, косметическую и фармацевтическую отрасли. «Тихая экспансия» Пекина вызывает озабоченность у части политико-экономического истеблишмента, встревоженного, по их словам, распродажей «семейных драгоценностей».

На защиту китайских капиталов неожиданно встал французский премьер-министр Манюэль Вальс. 29 января он прибудет в Пекин в сопровождении большой группы промышленников. «Мы имеем право продавать аэробусы, вкладывать средства в Китай, а разве китайцы не могут инвестировать у нас?» — задается вопросом глава правительства. Он напомнил, что мир живет в условиях глобализации, «открытой экономики» и что на Поднебесную приходится пятая часть всех заказов аэробусов. Только в прошлом году китайцы вложили во Францию около 600 млн. евро.

В условиях острейшего кризиса китайский капитал может стать единственным спасательным кругом для французских предприятий. Китайские бизнесмены готовы развить успех и приобрести два других крупнейших французских аэропорта — в Лионе и Ницце. Лионский мэр, социалист Жерар Колломб, подтвердил, что правительство намерено приватизировать 49,9 % из 60 % акций аэропорта, принадлежащих государству. Градоначальник готов дать «добро» на эту сделку при условии открытия прямых линий, которые свяжут Лион с Пекином или Шанхаем.

Есть случаи, когда китайские предприниматели готовы выступить вместе с российскими. Так, по сведениям газеты «Фигаро», китайская группа Greenland хочет присоединиться к «Hermitage» в строительстве двух многофункциональных башен-близнецов высотой 323 метра в парижском деловом районе Дефанс, «французском Манхэттене». Стоимость мегапроекта — 2,3 миллиарда евро.

Еще одна масштабная инициатива — создание промышленной платформы EuroSity площадью в 500 гектаров в городе Шатору, на родине Жерара Депардье. По подсчетам мэра Жиля Аверу, в условиях галопирующей безработицы этот проект позволит создать четыре тысячи новых рабочих мест. Инвестиции оцениваются в два миллиарда евро.

«Наша цель заключается в привлечении сотен китайских и европейских предприятий. Платформа должна стать мостом между Китаем и Францией, — объясняет президент группы Beijing Capital Лю Ксяогуанг. — У них будут общие офисы и необходимая логистика. В Шатору будут производиться товары для китайского рынка, а во Францию поступят изделия прямо из Китая. Сегодня компании, которые не имеют выходов на внешние рынки, лишены будущего».

Однако французы опасаются, что китайцы возьмут под контроль их промышленность. «У нас нет политических целей, — отвечает Лю Ксяогуанг. — Нас интересует только бизнес. Мы инвестируем в европейские технологии. Создаем рабочие места и платим налоги. Нас нужно не бояться, а поощрять. Если Париж откажется, мы пойдем в Германию или в другие страны».

Пекин прокладывает новый «шелковый путь» через Европу, констатируют обозреватели. В отличие от западных стран, Китай имеет свою стратегию, которая координируется на высшем политическом уровне. Суть ее сводится к созданию инфраструктур — морских портов, железных дорог, аэропортов — для поставок своих товаров. При этом Пекин руководствуется, разумеется, собственными интересами. Евросоюз является главным торговым партнером Поднебесной, которому она продает примерно пятую часть своей продукции.