Кристиан Диор: «Если у вас кривые ноги, носите глубокое декольте»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

14.01.2015

21 января исполняется 110 лет со дня рождения легендарного французского кутюрье Кристиана Диора. Один из главных законодателей мировой моды, он первым возвел ее в ранг искусства.

«Все, что я знаю, вижу или слышу, превращается в платья, — говорил Диор. — Я всегда хотел, чтобы они были геометрически выстроены, облегали линии женского тела, стилистически оформляли силуэт. Я подчеркнул талию, объем бедер, бюст... Мода должна любить женщину».

Кристиан появился на свет в нормандском городке Гранвиль, в семье крупного промышленника. Родители видели сына на дипломатическом поприще, но он сделал иной выбор. В 23 года Диор открыл в Париже галерею, где выставлялись работы Пикассо, Дали, Матисса, Брака, Клее, Джакометти и даже русского художника Павла Челищева. Тогда же Кристиан начал делать эскизы женских нарядов, которые продавал модельерам и глянцевым журналам. 

В начале Второй мировой войны Диора призвали в армию, но прослужил он недолго и после капитуляции Франции вернулся в Париж. Кристиана пригласил в свое ателье известный дизайнер Люсьен Лелонг. 

Судьбоносной для Диора оказалась встреча с текстильным магнатом Марселем Буссаком. Тот сразу поверил в талант Кристиана и предложил ему 60 миллионов франков. «Случай всегда приходит на помощь тем, кто стремится к своей цели», — напишет впоследствии кутюрье в своей автобиографии «Диор и я» (в России книга вышла под названием «Диор о Dior»). В декабре 1946 года Диор открыл собственный модный дом на фешенебельной парижской авеню Монтень. Здесь он располагается и поныне.  

В феврале 1947-го кутюрье показал свою первую коллекцию, имевшую феерический успех. Американская пресса объявила, что в моде благодаря Диору появился «новый взгляд», так называемый «new look». Принято считать, что в Советском Союзе его первой продемонстрировала Людмила Гурченко в фильме «Карнавальная ночь».

Вся эстетика Диора — ведь он был искусным садовником — связана с цветами. Прежде всего с розами, а также маками, нарциссами, незабудками, азалиями... Своим талисманом Диор считал ландыш. Кутюрье не только носил его в петлице на каждом показе, но и вшивал веточки ландышей в подолы новых нарядов — на удачу. Диор вообще был человеком на редкость суеверным: своим магическим числом он называл восьмерку. Изогнутыми линиями она напоминала ему чувственные женские формы. Прежде чем принять то или иное решение, Кристиан ходил к гадалкам. Говорят, когда Диору было 14, ясновидящая предсказала ему: «Ты всего добьешься в жизни благодаря женщинам». Верилось в это с трудом, так как будущий гений высокой моды был геем. В его близкий круг входили известные нетрадиционной сексуальной ориентацией литераторы Жан Кокто и Макс Жакоб, композитор Франсис Пуленк, художник Бернар Бюффе.

На волне успеха в 1947 году Кристиан создал свои первые духи Miss Dior. В парфюме дизайнер видел «последний штрих», придающий женщине особую пикантность. Позже появились губная помада, линия декоративной косметики и обувь. Особое значение Диор придавал туфлям, но при этом советовал: «Если у вас кривые ноги, носите глубокое декольте».

Помимо художественного гения Диор обладал железной хваткой оборотистого бизнесмена. Кутюрье первым упорядочил лицензированное производство своих моделей сначала на территории Франции, а затем и по всему миру. Несмотря на природную скрытность и застенчивость, он, как никто в ту эпоху, понимал роль маркетинга, поэтому первым среди известных модельеров открыл пиар-конторы в разных странах. Он одевал кинозвезд — Мэрилин Монро, Аву Гарднер, Лиз Тейлор. Марлен Дитрих требовала, чтобы режиссеры снимали ее только в диоровских туалетах: «No Dior, no Dietrich». Позже в платьях от Диора блистали Брижит Бардо, Софи Лорен, Дженнифер Лоуренс, Натали Портман, Шарлиз Терон... 

Диор охотно окружал себя молодыми дарованиями. Простым портным в его ателье начал карьеру Пьер Карден. В 1955-м ассистентом к Диору пришел 19-летний Ив Сен-Лоран. Именно он два года спустя возглавил Дом после скоропостижной смерти мэтра от сердечного приступа. 

С момента возникновения «Дом Диора» заметно расширил свою палитру — перешел к мужской моде, создал бутик Baby Dior, начал выпускать ювелирные изделия, бижутерию, часы и, наконец, культовые сумки (с одной из них не расставалась леди Диана). В 1997 году в отчем доме модельера в Гранвиле открыли музей. 

Интерес Диора к России возник еще в детские годы, когда он прочитал «Михаила Строгова» — приключенческий роман Жюля Верна. В 26 лет Кристиан с друзьями отправился в Москву, чтобы посмотреть работы Александра Родченко, они поразили его в Париже на международной выставке декоративного искусства. Вояж в Россию впоследствии нашел отклик в названиях моделей из коллекции Диора весны-лета 1955 года: «Князь Игорь», «Душка», «Каспий», «Икра», «Мусоргский», «Стравинский», «Чайковский». Среди его любимых манекенщиц была русская красавица Алла Ильчун, проработавшая в Доме около двух десятилетий. 

В 1959-м уже Сен-Лоран привез в Москву коллекцию «Диор». Беспрецедентное дефиле прошло во Дворце культуры «Крылья советов». В 70-е «Дом Диора» по просьбе «Мосфильма» создал специальный макияж Visior, который учитывал особенности нашей кинопленки. В 2006 году Шарон Стоун представила бутик «Диор» в ГУМе. Пять лет спустя выставка «Диор: под знаком искусств» прошла в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. «Многолетняя история любви, которая связывает нас с Россией, — подчеркивают в «Доме Диора», — продолжается и поныне».