Cherchez les femmes

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

03.12.2014

В последнее время француженки все активнее выходят на политическую авансцену. Одни управляют международными институтами, другие претендуют на высшие государственные посты, третьи незаметно действуют за кулисами. «Культура» решила рассказать о нескольких представительницах прекрасного пола, которые сегодня оказались на первых ролях. 


Самый влиятельный француз

В июле 2011 года Кристин Лагард стала первой женщиной, возглавившей Международный валютный фонд (МВФ). Сегодня журнал Vanity Fair называет ее самым влиятельным французом в мире. По версии Forbes, Лагард входит в пятерку наиболее могущественных дам нашей планеты, а во Франции в ней видят одного из возможных кандидатов на пост президента. 

«Когда я думаю о Франции, то мне больше всего не хватает сыров и бистро», — говорит 58-летняя Лагард, — ведь штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне. Кристин уверяет, что «не носит в своем ранце маршальского жезла». Поверить в это трудно, учитывая ее прошлые достижения — адвокат, финансист, руководитель одной из ведущих консалтинговых фирм в США, госсекретарь по вопросам внешней торговли, министр сельского хозяйства и рыболовства, министр экономики и финансов Франции. К мнению этой обаятельной, элегантной и уверенной в себе женщины прислушиваются в мировых столицах — от Вашингтона до Пекина. С большой симпатией относятся к ней и в Кремле — одно время она даже возглавляла российско-французский совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам, а в 2010 году ее наградили орденом Дружбы. Три года назад Москва поддержала кандидатуру Лагард на пост шефа МВФ. «Вы всегда были на нашей стороне, в особенности в том, что касается принятия особо сложных программ», — отметила Лагард, когда встречалась с Владимиром Путиным в рамках саммита АТЭС в Пекине. В Первопрестольной же считают, что политика МВФ в кризисных условиях способствует мировой финансовой стабильности. 

«Может ли женщина спасти Европу?» — задавался вопросом американский еженедельник Time. Может, если ее зовут Кристин Лагард, уверяют политики. Возможно, именно поэтому некоторые лидеры Старого континента предлагали Кристин возглавить Еврокомиссию, но она отказалась. Обозреватели гадают, как складываются ее отношения с другим супервлиятельным политиком — немецким канцлером Ангелой Меркель. «Мы очень хорошо ладим, — отвечает глава МВФ. — Она профессионал, который открыт для дискуссий по любым проблемам. Но не думайте, что мы говорим о тряпках. Это не в ее стиле».

Сама Лагард предпочитает классическую линию «Шанель», любит драгоценности, особенно жемчужные ожерелья. Говорят, в свое время ее эффектные сережки раздражали Николя Саркози, в чьем правительстве она как раз и занимала пост министра экономики, финансов и занятости. Кристин не феминистка, но выступает за паритет полов. «Женщины не лучше мужчин, — полагает Лагард, — они просто другие. У них более прагматичный подход». Среди сотрудников МВФ представительницы прекрасного пола составляют 48,9%, но занимают всего четверть руководящих постов. 

В 15 лет Кристин завоевала бронзовую медаль на чемпионате Франции по синхронному плаванию. Сегодня, чтобы выдерживать сумасшедший ритм жизни, она по-прежнему ходит в бассейн, занимается йогой и медитирует. Кристин не употребляет алкоголь (не пьет даже вина) и не ест красного мяса. 

Династия Ле Пен 

Помимо Кристин Лагард в табели о рангах влиятельных француженок фигурирует и президент «Национального фронта» 46-летняя Марин Ле Пен. В минувший уикенд на 15-м съезде партии в Лионе ее единогласно переизбрали председателем. Россию на съезде представлял вице-спикер Госдумы Андрей Исаев.

После серии ярких побед на муниципальном уровне, на выборах в сенат и в Европейский парламент «Нацфронт» называет себя ведущей политической силой Франции. Теперь поставлена задача одержать верх на президентских выборах 2017 года. Согласно опросам, в первом туре за Марин Ле Пен проголосуют около 30% избирателей, во втором — если ее противником будет нынешний президент Франсуа Олланд — она и вовсе наберет 54%. В речах Марин все громче звучат деголлевские нотки. Она видит в России важнейшего союзника, поддерживает президента Путина. В случае своего избрания главой государства обещает вывести Францию из НАТО и Европейского союза, отказаться от евро. «Нас несправедливо обвиняют в том, что мы против Европы, — заявила Марин на последнем съезде. — Это не так. Просто мы за Европу от Атлантики до Урала, а не от Вашингтона до Брюсселя». 

На том же съезде на французском политическом небосклоне взошла новая звезда — Марион Марешаль-Ле Пен, внучка Жан-Мари Ле Пена и племянница Марин. На выборах в центральный комитет «Нацфронта» Марион, которой 10 декабря исполнится 25 лет, получила большинство голосов и стала одним из партийных тяжеловесов. Правда, от должности вице-председателя Марион, которую шутя окрестили «Ле Пен Третья», отказалась — дабы избежать упреков в семейственности (пост другого вице-президента занимает нынешний спутник Марин — Луи Алио). 

Политическая карьера Марион началась в двухлетнем возрасте, когда на предвыборной афише ее запечатлели на руках тогдашнего руководителя партии Жан-Мари Ле Пена. Двадцать лет спустя он же настоял на том, чтобы внучка баллотировалась на выборах в Национальное собрание. Расчет ветерана оказался безошибочным: Марион победила и в 22 года стала самым молодым депутатом в истории Франции и единственным парламентарием от своей партии. По своим взглядам любимица «Нацфронта» значительно ближе к деду, чем к тетке. Правда, если старший Ле Пен предпочитает среди исторических персонажей Жанну д’Арк, то Марион —  Наполеона Бонапарта. Понравилась младшая Ле Пен и нашим народным избранникам, когда по приглашению Государственной думы побывала в Москве.

Ортодоксальная католичка, она выступает против однополых браков. Недавно она вышла замуж и минувшим летом исполнила, по ее словам, «патриотический долг» — родила первого ребенка. 

Невеста президента

О предстоящей свадьбе актриса Жюли Гайе объявила жандармам в парижском аэропорту Шарль де Голль. По версии еженедельника «Валер актюэль», вернувшись с кинофестиваля в Токио и попав в окружение папарацци, Гайе потребовала от сил правопорядка, чтобы они на мотоциклах сопроводили ее такси. Ажаны отказались.

Каковы на самом деле шансы 42-летней Жюли выйти замуж за 60-летнего Олланда? По мнению светских хроникеров, они ничтожны, ведь ее нынешний возлюбленный никогда не связывал себя узами брака. Автор книги «Первые дамы», журналист Робер Шнайдер, сомневается в том, что мадемуазель Жюли сможет стать хозяйкой Елисейского дворца даже в качестве подруги, а уж тем более — законной супруги. Статус холостяка мсье Олланда в высшей степени устраивает.

Тем не менее Олланд и Гайе по-прежнему часто встречаются. Более того, в таблоиде «Ле Вуаси» впервые появилась фотография Жюли и Франсуа, сидящих во дворе Елисейского дворца.  

По слухам, Гайе постепенно осваивает резиденцию своего возлюбленного. Говорят, она даже решила сменить не понравившиеся ей шторы. Обычно в Елисейский дворец ее доставляют под покровом темноты в сопровождении охранника. Около десяти утра тот же автомобиль увозит Жюли либо домой, либо в офис ее продюсерской компании «Красный интернационал».  

Правда, идиллию нарушает бывшая спутница Олланда 49-летняя журналистка Валери Триервейлер, с которой он со скандалом расстался в начале нынешнего года. В отместку Триервейлер даже написала книгу «Спасибо за этот момент». Сочинение разошлось во Франции тиражом в 600 000 экземпляров и переведено на полдюжины языков. Нашло оно своих ценителей и на Туманном Альбионе. Недавно Валери отправилась в Лондон на «промоушн» своей книги. Презентацию окрестили «Месть номер 2». Во всех интервью по ту сторону Ла-Манша Триервейлер утверждала, что Франсуа умолял ее вернуться, посылал цветы, объяснялся в любви и даже обещал жениться. 

Бритты недоумевают: неужели мистер Олланд оказался донжуаном? «Это тайны любви, — отвечает Валери. — Да, Франсуа мал ростом, толстый, но… умел меня рассмешить. Был ли он хорошим любовником? Могу сказать только одно, он меня соблазнил. И, очевидно, не меня одну».