Белым по черному

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

23.09.2012

В Голливуде назревает скандал — великую чернокожую диву Нину Симон сыграет куда более светлая актриса. Прогрессивная общественность возмущена.

В середине октября в Санта-Барбаре, штат Калифорния, малоизвестный режиссер Синтия Морт приступит к съемкам фильма. Событие малозначимое, если бы не главная героиня будущей картины — Нина Симон. Вернее, актриса, назначенная на ее роль, — Зои Салдана, прославившаяся после того, как сыграла синекожую принцессу в «Аватаре» Джеймса Кэмерона. Именно к цвету кожи актрисы и относятся все претензии.

Критиков возмущает вовсе не синий колор бывшей героини Салдана, а настоящий оттенок актрисы и модели. У дочери доминиканца и уроженки Пуэрто-Рико приятная для глаза золотисто-коричневая кожа. Вот только Нина Симон была черной, почти совсем черной. С ярко выраженными африканскими чертами лица.

Многие убеждены: актрису утвердили на роль вовсе не из-за драматического таланта, но благодаря «облагороженной» этнической внешности. Голливуд обвиняют в слабости к «отбеливанию» черных историй — глядя на портреты Симон и Салдана, с этим трудно не согласиться.

Общественность возмущается: когда, наконец, станет нормой обыкновенная афроамериканская внешность, а не утонченный идеал, навязываемый белой прессой и продюсерами? Доколе Голливуд будет «отбеливать» всех и вся до состояния Майкла Джексона? В интернете уже начался сбор подписей с требованием «заменить Зои Салдана актрисой, похожей на Нину Симон».

Салдана пока никак не комментирует шум вокруг своего имени. Очевидно, актриса сама на пороге растерянности — раньше ее не брали на роли из-за того, что она «слишком черная». «Я то и дело слышу: «Вы не совсем то, что мы ищем — у вас кожа немного темнее», — рассказывала в интервью Салдана. «Темнее, чем что?!» — возмущается звезда «Аватара». Кстати, самый обсуждаемый вопрос, связанный с Салдана, — ее раса. Кто она – белая со смуглой кожей? Латиноамериканка с негроидной примесью? Или все-таки черная? В то время, как у большинства голливудских актрис журналисты выведывают о личной жизни и диетах, Салдана подвергается допросу: к какой расе вы себя причисляете?

Первоначально Симон, умершую девять лет назад, должна была сыграть «настоящая черная» — ритм-н-блюз певица Мэри Джей Блайдж. Но, по словам режиссера и сценариста «Нины» Синтии Морт, с Блайдж пришлось расстаться «из-за проблем с графиком работы». Сама певица заявляла, что готовилась к этой роли «годы и годы»…

В ответ на нападки, связанные с выбором актрисы Зои Салдана, Морт оправдывается: ее фильм — не биография Нины Симон в прямом смысле, но «лирическое кино о путешествии певицы к самой себе».

Из-за страстей, бушующих вокруг имени джазовой дивы, ее дочь Лиза Симон Келли вынуждена была опубликовать письмо на официальной страничке матери в Фейсбуке, где отмечает, что у правопреемников певицы разрешения на съемки фильма никто не спрашивал и об участии в проекте не просил. «С точки зрения внешности, выбор Зои Салдана — не лучшее решение», — соглашается Симон Келли. По словам дочери, сама Нина хотела, чтобы ее сыграла Вупи Голдберг. «Моя мать стала знаменитой, когда все вокруг говорили, что нос ее чересчур широк, а кожа слишком черна», — вспоминает Симон Келли.

Чего-чего, а проблем в жизни Симон и вправду хватало. Девочка из бедной афроамериканской семьи, она стала звездой не благодаря, а вопреки. По легенде, когда десятилетняя Нина выступала с сольным концертом, ее родителей не пустили в первый ряд — это было первое осознанное ребенком унижение. Далее их будет множество — Америка 40-50-х особым дружелюбием к черным не отличалась. Урок Нина вынесла и стала одним из самых ярых борцов за права афроамериканцев. Написанные ею «Four Women», «Mississippi Goddam», «To Be Young, Gifted and Black» стали гимнами черной Америки и перепевались тысячи раз. Плюс дружба Нины с Мартином Лютером Кингом, участие в демонстрациях и пылкие речи на концертах...

Но Нина — общественный деятель оставалась на втором плане, дарование Нины — музыканта затмевало все. Пианистка с академической подготовкой, певица с мощнейшим голосом, редким диапазоном и уникальной техникой, она сочетала джаз, блюз, фолк, соул. И даже получила прозвище «верховная жрица соула». Резкая, взрывная и невероятно харизматичная, на сцене она поражала умением переходить от бесшабашного веселья к пронзительной лиричности. Умение это имело продолжение и в жизни — мгновенные перепады в настроении объяснялись биполярным психическим расстройством, доставшимся ей вместе с уникальным дарованием. Все это мало сочетается с обликом гламурной красавицы Зои Салдана.