В греческом зале и не только

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

09.04.2013

Французский президент Франсуа Олланд назначил новым директором Лувра 49-летнего Жан-Люка Мартинеза. До последнего времени он возглавлял в музее отдел греческих, этрусских и римских древностей.

Мартинез сменил на посту 60-летнего Анри Луаретта, руководившего Лувром на протяжении 12 лет. «Жан-Люк Мартинез, — подчеркивает газета «Либерасьон», — в одночасье превратился в одного из самых влиятельных деятелей в сфере культуры, ибо глава Лувра важнее министра».

Новый директор — известный специалист по древнегреческому искусству, автор более чем десяти книг, среди которых «Сто шедевров греческой скульптуры в Лувре» и «Пракситель». Его последняя монография, посвященная Венере Милосской, выходит в свет в ближайшее время. Эрудит и полиглот, он владеет полдюжиной языков, включая латынь и древнегреческий. Активно участвовал в создании филиала Лувра в городе Лансе, расположенном на севере Франции в бывшем угольном бассейне.

Новый глава крупнейшего в мире музея появился на свет в бедной семье испанских иммигрантов, обосновавшейся в рабочем парижском пригороде Сена-Сен-Дени. Отец был почтальоном, мать — консьержкой. Жан-Люк Мартинез изучал археологию в École du Louvreуниверситете истории искусств, работал в престижной Французской школе в Афинах, вел раскопки в Дельфах и на Делосе. В 1997 году поступил на работу в главный музей Франции, а десять лет спустя возглавил отдел древностей, в ведении которого находятся такие шедевры, как Венера Милосская и Ника Самофракийская.

Жан-Люк Мартинез встает у руля Лувра, когда тот, по словам сдавшего вахту Анри Луаретта, находится в «добром здравии». Действительно, во время правления последнего число посетителей возросло с пяти до десяти миллионов человек, из которых примерно половина — иностранные туристы.

Мартинезу предстоит начать работу по созданию зала русского искусства. Напомним, что соответствующее соглашение недавно подписали Анри Луаретт, председатель Экономического совета французских и российских предприятий Франко-российской торгово-промышленной палаты (CCIFR) Геннадий Тимченко и член Экономического совета французских и российских предприятий CCIFR Андрей Филатов. Зал, где выставят русские иконы и живопись XIX века, предположительно разместится в отделе Византии. Очевидно, российская сторона частично возьмет на себя финансирование приобретений наших картин для луврского собрания.

Мартинез, по всей видимости, в ряде вопросов собирается дистанцироваться от своего предшественника. Выходец из низов, он намерен не «гнаться за цифрой», а популяризировать французскую сокровищницу среди тех соотечественников, которые никогда не ходят в музеи.

По инициативе Анри Луаретта, в последние годы Лувр открыл двери для актуального искусства, в том числе инсталляций. Во время перекрестного года России и Франции здесь даже организовали выставку современных русских художников. «Мы устраиваем диалог между творениями и эпохами, — излагал свое кредо «Культуре» Луаретт. — Музей, который не дает импульс творчеству и занимается исключительно славным прошлым, — это умирающая структура».

Однако такие новации вызывали недовольство среди части хранителей и публики. Новый директор пока публично не озвучил свою точку зрения, но некоторые искусствоведы полагают, что он, скорее, противник размещения инсталляций среди шедевров прошлого.

Жан-Люку Мартинезу предстоит довести до конца работу по созданию музея в Абу-Даби, который должен открыться в 2015 году. За миллиард евро новое заведение приобрело право называться «Лувром» и будет получать из Парижа картины для временных экспозиций.

В годину кризиса и сокращения государственных дотаций Мартинезу надо будет изыскивать средства для пополнения бюджета. Он намерен делать это с помощью меценатов. Также новый директор продолжит политику предоставления в аренду другим музеям произведений искусства из своих фондов. Так, в 2006-2007 годах Лувр заработал несколько миллионов евро, одолжив на несколько месяцев американскому Музею Атланты 185 работ из своей коллекции.