Жан-Мишель Вильмотт: «Призвание Москвы — быть столицей Евразии»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

29.03.2013

Известные французские зодчие Жан-Мишель Вильмотт и Антуан Грюмбах вместе с Архитектурной мастерской Сергея Ткаченко выиграли международный конкурс на разработку проекта развития Московской агломерации — иными словами, Большой Москвы. О мегапроекте Жан-Мишель Вильмотт рассказал в эксклюзивном интервью «Культуре».



культура: Обрисуйте, пожалуйста, основные контуры плана Большой Москвы.

Вильмотт: Если сегодня столица занимает площадь примерно в сто тысяч гектаров, то в рамках Большой Москвы она увеличится еще на 160 тысяч в юго-западном направлении — вдоль Калужского шоссе. В ее состав войдут Сколково, Коммунарка, Троицк, Красная Пахра и Рыжово. Ключевым моментом станет строительство «Новой московской линии» — скоростные поезда соединят центр с новыми районами на юго-западе. Мы хотим создать систему, позволяющую преодолевать расстояние от Коммунарки до Москвы за 15 минут. Важна и транспортная логистика — днем везут пассажиров, ночью — грузы.

культура: Раздвигать московские границы, наверное, необходимо, но и в самой столице есть неиспользуемые пространства.

Вильмотт: Конечно. Поэтому прежде чем расширять внешние границы города, изучаем его внутренние резервы. Мы нашли в центре Москвы заброшенные территории, где находились различные заводы и предприятия — начнем с освоения этих земель. Планируем улучшить систему общественного транспорта и добиться того, чтобы по Москве можно было нормально передвигаться, а не тратить три часа на преодоление двух километров.

культура: И как Вы намерены справиться с транспортным параличом?

Вильмотт: Есть несколько вариантов. Например, продублировать МКАД с помощью монорельсовой дороги. Можно продлить существующие линии метро, создать новые. Чтобы пересекать город или объезжать его, надо активно использовать трамвай — экологически чистое средство передвижения. Все это позволит сократить время для поездок на работу до 30 минут. Желательно ввести единый тариф на все виды транспорта.

культура: Начинаете любить город, который хотите преобразовать?

Вильмотт: Москву теперь я не просто люблю, но обожаю. Мне нравится атмосфера этого многоликого города с его потрясающей культурной жизнью. Большие проспекты неинтересны, но какое счастье войти через арку во дворик и увидеть там настоящий сад! Москва очнулась после долгих лет летаргии. Сегодня она — не только город миллиардеров и малоимущих. Здесь возник сильный средний класс. У нас своя философия развития столицы. Мы нашли ее ДНК — «город в лесу, и лес в городе». Москва должна дышать. У нее для этого есть все возможности. Хотим, чтобы в каждом районе были равные площади застроек и парков. В частности, собираемся обустроить зеленый квартал на углу Тверской и Садового кольца.

культура: Обещаете, что москвичи будут гордиться своим городом и ощущать радость жизни?

Вильмотт: Радость жизни — это объединяющее начало всего проекта. В столице многое изменилось за последнее десятилетие. Люди обрели определенную свободу и теперь должны быть счастливы в повседневной жизни. Этому будет способствовать и решение транспортной проблемы, и архитектура, и новые места для прогулок вдоль Москвы-реки. Мы займемся и внутренней архитектурой: благоустройством улиц, городской мебелью — фонарями, скамьями.

культура: Согласно Вашему замыслу, Москва-река превратится в одну из главных артерий города?

Вильмотт: Хотя река и находится подо льдом по несколько месяцев в году, надо больше использовать ее как транспортный путь, а набережные — в качестве мест отдыха.

культура: Вы не забыли московские аэропорты?

Вильмотт: Для многих Москва является лишь транзитным пунктом. Чтобы быстро добраться из «Шереметьево» в «Домодедово», минуя центр или МКАД, мы предлагаем связать аэропорты железной дорогой.

культура: Вы замахнулись даже на Кремль?

Вильмотт: Ну что вы! Кремль неприкосновенен. А вот около Кремля должно быть место для прогулок, велосипедные дорожки, остановка для речного трамвая.

культура: Реально ли сделать Москву современной, сохранив ее культурное наследие?

Вильмотт: Нашим приоритетом является как раз второе. В городе это — самое ценное. Будущее невозможно без прошлого. В новой архитектуре надо соединять эпохи, соблюдать исторический «почерк», использовать типичные для Москвы формы. Мы даже создали Фонд молодых архитекторов, где они учатся совмещать старинное и современное. Часто боремся с заказчиками, чтобы сохранить существующее здание. Конечно, легче разрушить и построить заново. Но архитектор должен быть скромным. Он не воздвигает себе памятник, а украшает город.

культура: Во сколько обойдется проект Большой Москвы?

Вильмотт: Он, разумеется, очень дорогой. Но я не могу назвать никаких цифр. Как говорят французы, счастье не имеет цены (улыбается).

культура: Вы объявили, что Москва со временем может стать архитектурным центром всего мира.

Вильмотт: У нее есть для этого необходимый потенциал. Но она станет таковой, когда реализуются — шаг за шагом — основные проекты ее развития. На это уйдут годы. Призвание Москвы — быть столицей Евразии.

культура: Кто Ваши российские партнеры?

Вильмотт: Работаем с Архитектурной мастерской, которую возглавляет замечательный мастер Сергей Ткаченко. Мы с ним единомышленники. Сотрудничаем также с Центром региональных исследований Высшей школы экономики и Финансовым университетом при российском правительстве. Кроме того, два молодых русских архитектора трудятся со мной в Париже.

культура: Какими проектами в России Вы больше всего гордитесь?

Вильмотт: Это, несомненно, реконструкция корпусов «Красного октября». Впервые в Москве можно будет жить в здании кондитерской фабрики XIX века.

культура: У Вас много русских клиентов. Чем они отличаются от всех прочих?

Вильмотт: Русские не столь пресыщены, как европейцы, но не менее требовательны.

культура: После того как Москва и Париж отказались от ранее утвержденного проекта сооружения русского храма и религиозно-культурного центра рядом с Эйфелевой башней, на Вас возложена миссия сделать новый проект.

Вильмотт: Это самое трудное дело за всю мою карьеру. Скоро завершу работу над ним. Мы возведем в самом сердце Парижа собор XXI века, который будет соответствовать всем православным канонам. Он прекрасно впишется в исторический ансамбль.

культура: Когда, по Вашим расчетам, храм будет построен?

Вильмотт: Максимум через два с половиной – три года.


Справка «Культуры»

Архитектор, урбанист и дизайнер Жан-Мишель Вильмотт родился в 1948 году в городе Суассоне на севере Франции. Возглавляет архитектурное бюро в Париже, где трудятся около 190 сотрудников из 40 стран. В начале 80-х по просьбе президента Франсуа Миттерана переоборудовал его частные апартаменты в Елисейском дворце. Среди интересов Вильмотта — государственные учреждения, офисы, жилые дома, виллы, больницы, музеи (включая Лувр и Орсе), театры, рестораны, магазины, бутики, винодельческие хозяйства, сценография выставок, дизайн мебели, посуды и проч. Известен своей концепцией «архитектуры городских интерьеров», которую, в частности, реализовал на Елисейских полях. Осуществляет проекты примерно в 20 странах — от Соединенных Штатов, Бразилии и Италии до Японии, Южной Кореи и Китая. Среди его работ в России — обустройство набережной в Волгограде, строительство стадиона на 45 тысяч мест в Калининграде, где пройдут игры футбольного чемпионата мира 2018 года. Увлекается астрономией. Отец четверых детей, трое из которых пошли по его стопам.

Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже