Повезло ей в смерти — не везло в любви

Денис БОЧАРОВ

13.01.2013

В мире популярной музыки трагической судьбой никого не удивишь. Слава, успех, материальное благополучие неизменно соседствуют здесь с передозировками наркотиков, депрессиями и, как следствие, поломанными жизнями. Однако трудно вспомнить судьбу более надрывную, чем та, что выпала на долю Иоланды Кристины Джильотти, более известной как Далида. 17 января этой замечательной певице могло бы исполниться 80 лет.

«Смерть шла за ней по пятам» — по отношению к французской певице итальянского происхождения, родившейся и выросшей в Египте, расхожая фраза не выглядит сакраментальным преувеличением. Жизнь постоянно показывала ей злобный оскал. К четырем годам она уже перенесла две сложнейшие операции на глазах, в результате инфекции, поразившей зрительный нерв, когда девочке было всего десять месяцев. Проблемы со зрением преследовали ее до конца дней. Но именно этот недуг и ранняя потеря отца смогли закалить характер. Он помог Далиде добиться мировой славы, но оказался бессилен перед постоянными проблемами в личной жизни.

Хотя на какой-то период ехидная судьба прикусила свой язык — молодость певицы можно назвать относительно безмятежной. Переехав в 1954 году в Париж, Далида достаточно рано — в 23 года — приобрела известность: в 57-м она получила свой первый золотой диск и обзавелась собственным фан-клубом. До начала 60-х певица купается в лучах славы: сорокопятки с ее песнями расходятся внушительными тиражами, она красуется на обложках популярных журналов, совершает турне по Франции, активно гастролирует по Европе, совершает вояж в Америку, где отказывается от предложения местного промоутера сделать карьеру в Штатах.

Возможно, именно это не совсем обдуманное решение и положило косвенное начало череде неудач, которые посыпались на Далиду, как из рога изобилия. В 1961 году она уходит от мужа, Люсьена Морисса, с которым прожила пять лет. Новый роман — с молодым художником Жаном Собески — не приносит гармонии. Через некоторое время они тоже расстаются. Однако до поры до времени эти неприятности не влияют на ход музыкальной карьеры, которая пока что развивается по поступательной. Но в 1966 году новый возлюбленный Далиды, музыкант Луиджи Тенко, в состоянии острой депрессии, вызванной творческой невостребованностью, пускает себе пулю в лоб. Не сумевшая примириться с утратой, Далида совершает первую попытку самоубийства. К счастью, на этот раз ее успевают спасти.

После этого инцидента ни одна из попыток певицы, которую боготворит Франция и с нетерпением ждут на концертных площадках по всей Европе, наладить личную жизнь не увенчается успехом. Последний намек на иллюзию женского счастья наступит в жизни Далиды в 1972 году, когда она познакомится с художником Ришаром Шамфре — они проживут вместе девять лет, до того момента, когда он будет найден мертвым в своей машине. Далида начинает всерьез верить в страшное проклятье, которое нависает над ней, несмотря на бешеный успех: к середине 80-х по всему миру продано более 80 миллионов записей певицы.

Это служит слабым утешением Далиде с ее фатальным одиночеством. Последние несколько лет жизни певица проводит словно в агонии: она мечется между наркотиками и алкоголем, периодами бурных загулов и полного затворничества. Кажется, вся неумолимая трагичная инерция ее жизни ведет Далиду к неизбежному трагическому концу. И в ночь со 2 на 3 мая 1987 года финал наступает: Далида принимает смертельную дозу снотворного, запив его алкоголем, и оставляет записку с лаконичным душераздирающим содержанием: «Жизнь стала для меня невыносимой. Простите»...

Есть творческие люди, которые постоянно играют со смертью, есть и такие, которые ее ищут (как, например, Джим Моррисон). Далида никогда смерти не искала — она отчаянно хотела жить и до последнего боролась за свое счастье. Но у судьбы в отношении этой неординарной женщины, как оказалось, были совсем другие планы...