Любовь после восьмидесяти

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

10.01.2019

Клод Лелуш закончил съемки фильма «Мужчина и женщина. Пятьдесят лет спустя». Это эпилог киносаги, которая началась в 1966 году с ленты «Мужчина и женщина», увенчанной «Оскарами» и сотней других призов во главе с «Золотой пальмовой ветвью» Канна. В 1986 году на экраны вышел сиквел — «Мужчина и женщина: двадцать лет спустя».

Сюжет новой картины держится в тайне. Известно лишь, что в главных ролях — Анн Готье и Жан-Луи Дюрока — по-прежнему блистают несравненные Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян. Компанию им составит итальянская звезда Моника Беллуччи. По ее словам, это история отношений между отцом и его семьей, которая помогает ему вспомнить прошлое. Звучит музыка Франсиса Лея. А действие, как и прежде, разворачивается на атлантическом курорте Довиле и в номере 311 знаменитого отеля «Нормандия». Кроме того, в фильме появится вилла самого Лелуша, переоборудованная по случаю в дом престарелых с ироничным названием «Резиденция гордости».

На вопрос, зачем через столько лет понадобилось снимать продолжение легендарной картины, сам Лелуш отвечает так: «Для меня это фильм о том, что жизнь сильнее смерти, а у каждого из нас есть второй шанс». По словам режиссера, идея эпилога родилась во время празднования юбилея «Мужчины и женщины». «Я увидел, как легко и непринужденно общаются между собой Жан-Луи и Анук, и подумал, что просто обязан запечатлеть их на камеру, — отмечает Лелуш. — На их прекрасных лицах можно было прочесть целую историю, где каждая морщинка говорила сама за себя. Тогда-то я и решил, что не имею права остаться в стороне. Кроме того, это чуть ли не единственный случай в истории кино, когда у съемочной группы есть возможность собраться вместе на площадке через 52 года. С нашей стороны было бы непростительно упустить такой редкий шанс и не попытаться воскресить эту прекрасную историю любви. Столь яркие чувства обычно длятся недолго, но сохраняются в памяти навсегда, их следы невозможно стереть. Именно их мне и хотелось показать».

Дело оставалось за малым, уговорить участвовать в авантюре Анук Эме и Жан-Луи Трентиньяна. Задача не из легких, учитывая, что не так давно от подобного предложения отказались Жан-Поль Бельмондо и Брижит Бардо. Знаменитая блондинка и вовсе с присущей ей прямотой и категоричностью заявила: «Бывшие звезды, ставшие стариками, — зрелище на экране отвратительное». К счастью для Лелуша, Эме и Трентиньян оказались не столь категоричны, хотя с Жан-Луи мэтру пришлось повозиться. Последнее время Трентиньян отказывается от всех ролей, ссылаясь на болезнь. Однако устоять против уговоров Лелуша ему не удалось.

«Поначалу, когда я рассказал Жан-Луи о своем замысле, он согласился, — вспоминает режиссер, — но через пару дней передумал, сказав, что риск слишком велик и не стоит портить наш легендарный фильм и впечатление зрителей. Мне пришлось долго его убеждать, расписав во всех деталях, что я хочу сказать этим фильмом. Напомнить ему, что лучшие годы — те, что мы еще не пережили, как говорил Виктор Гюго, а старость всего лишь досадная неприятность». Кроме того, Лелуш заверил: лента выйдет на экраны только в том случае, если понравится самим артистам. Кажется, в итоге Трентиньян и Эме остались довольны. «Клод сохранил удивительную свежесть и раскованность», — утверждают звезды в один голос.  

«Конечно, я рискую, снова иду ва-банк, — признает постановщик. — Ставки высоки. Но игра стоит свеч. Никто не знает, что случится в следующую минуту. Жизнь подобна рулетке —никогда не угадаешь, на что ставить и как фишка ляжет. Кто не рискует, как правило, скучает. Далеко не всегда ты оказываешься в выигрыше».

Вообще, кажется, Лелуш никогда не снимал так много, как сейчас. «Мне восемьдесят лет, и я вышел на финишную прямую, — объясняет он. — В моем возрасте надо не тормозить, а прибавлять ходу, выкладываться на полную катушку. Я в этом не одинок — посмотрите на Вуди Аллена или Клинта Иствуда».

2019-й Лелуш откроет первой частью автобиографической документальной ленты и продолжит работу над очередным художественным фильмом. Приступая к новой картине, он всегда немного волнуется, как перед премьерой. Как ни странно, телевидение остается для режиссера неисчерпаемым источником новых талантов. «Если актер хорош даже в плохом телефильме, — говорит режиссер, — я беру его на заметку. Это значит, что в хорошем проекте он окажется еще лучше».

Мэтр сохраняет верность своей кинематографической грамматике, которую намерен обогатить с помощью мобильного телефона. «Он открывает новые горизонты для нашего цеха — операторов, режиссеров, актеров, монтажеров, — подчеркивает Лелуш. — Как никогда раньше, мобильники приближают кино к жизни. Делают фильмы более спонтанными и непосредственными. Зрители словно превращаются в действующих лиц. И я счастлив, что понял это одним из первых. Меня удивляет, что молодые коллеги все еще любят возиться с большими камерами и снимать, сидя на стульях, где написаны их имена. У меня все это в прошлом. Поэтому мне, старому чудаку, приходится выступить первопроходцем».


Фото на анонсе: Reuters/Pixstream