«Пикассо причинял женщинам боль»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

01.11.2018

20 ноября в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве открывается выставка «Пикассо&Хохлова». Экспозиция организована при участии парижского Музея Пикассо и фонда FABA. О предстоящем событии корреспонденту «Культуры» рассказал глава фонда — внук художника Бернар РУИС-ПИКАССО.

культура: Первая выставка, посвященная Ольге Хохловой, прошла весной прошлого года в парижском Музее Пикассо. Теперь экспозиция, рассказывающая о ее судьбе, приедет в Москву. На ней будут представлены не только живопись, прикладное искусство и графика, но и уникальные документы, любительские фильмы. Кому принадлежит идея?
Руис-Пикассо: Обе выставки родились в результате долгой работы с архивами моей бабушки. Я обнаружил их в дорожном сундуке, который после смерти Ольги хранился у моего отца в замке Буажелу. Там же обнаружились балетные туфли и пачки Хохловой, Библия на русском, распятие, театральные программки и фотографии. Но главное — около шестисот писем, которые Ольга получала от своих родных из России. Фонд FABA, главой которого я являюсь, изучил это гигантское эпистолярное наследие, провел инвентаризацию и перевел тексты на французский. Эти бесценные документы рассказывают о малоизвестной стороне жизни моей бабушки. Благодаря им я открыл для себя русскую ветвь моей семьи. Ольгин отец служил в императорской армии, пропал без вести в 20-е годы минувшего столетия. Военными были и два ее брата. К парижской экспозиции проявил интерес Пушкинский музей. Тогда же пришла идея организовать выставку в Москве.

культура: На прошлогодней выставке показали любопытный документ: «Мы, нижеподписавшиеся, Ольга Хохлова и Пабло Пикассо, клянемся жить до смерти в мире и любви. Тот, кто нарушит этот контракт, будет приговорен к смерти». А как начинались их отношения?
Руис-Пикассо: Они встретились благодаря Дягилеву. В 1917-м Пикассо оформлял балет «Парад». Во время работы он познакомился с молодой балериной Хохловой. Пабло она сразу понравилась, и он начал за ней ухаживать. Влечение оказалось взаимным. Дягилев шутя предупреждал Пикассо: «На русских девушках надо жениться».

культура: Биограф Пикассо Роланд Пенроуз называл Ольгу «красивой, темпераментной и упрямой». Согласны с таким определением?
Руис-Пикассо: Да. У нее был сильный характер. Чтобы выйти замуж за Пикассо, нужно было обладать большой смелостью, не бояться идти на риск. Многие на ее месте десять раз бы подумали, стоит ли это делать. Пикассо не готов был пожертвовать свободой, даже женившись. Ему нравилось пользоваться плодами успеха. И хотя со временем художник слегка обуржуазился, он все равно оставался анархистом и нонконформистом.

культура: За время их совместной жизни он создал около ста сорока портретов Ольги, в названии многих фигурирует ее имя. Зачем так много?
Руис-Пикассо: Он писал ее так часто, потому что на протяжении нескольких лет она была его музой. Художника интересовал внутренний мир Ольги. Даже когда он искажал на полотнах ее лицо, то делал это для того, чтобы передать суть ее личности. Я согласен с историком искусств Жоакимом Писсарро, который считает, что неоклассический период в творчестве Пикассо надо называть «эпохой Ольги».

культура: Почему на большинстве портретов Ольга изображена грустной, меланхоличной, погруженной в свои печальные мысли?
Руис-Пикассо: Разлука с семьей для нее была настоящей драмой. Ольга оказалась оторванной от родных, страны, культуры, языка. К тому же из России постоянно приходили плохие новости. Пропал без вести ее отец, Ольга не знала, жив он или погиб. Семья испытывала острую нужду. Чтобы их поддержать, Пикассо отправлял в Россию деньги, рисунки. Во многом личность Хохловой по-прежнему загадка. К сожалению, в наших архивах есть только те письма, что получала Ольга. Ее же послания в Москву пока не обнаружены.

культура: Думаете, она чувствовала себя в Париже одинокой?
Руис-Пикассо: Как бы то ни было, она замечательно играла роль хозяйки дома. В 20-е Пикассо имел головокружительный успех. У них образовался широкий круг общения: художники, музыканты, танцовщики, писатели и поэты — к примеру, Аполлинер, Кокто, Хемингуэй. Одним словом, весь столичный бомонд. Париж тогда был культурным центром Европы.

культура: Как повлияло на супружескую жизнь рождение в 1921 году их сына Поля, Вашего отца?
Руис-Пикассо: Появление первенца доставило огромную радость Пикассо. Деду как раз стукнуло 40 лет. Его переполняло чувство гордости. Он всегда любил детей, много их рисовал.

культура: Ольге выпала тяжелая участь любить Пабло и быть с ним несчастной, утверждал один из искусствоведов. Так ли это?
Руис-Пикассо: Скорее, ее страдания начались после их расставания. Она чувствовала себя раздавленной, брошенной. Особенно мучилась, когда Пабло увлекся 17-летней Мари-Терез Вальтер, и та родила ему ребенка. Ольга страшно его ревновала. Вообще Пикассо причинял женщинам много горя. Несколько его спутниц страдали депрессией, Мари-Терез Вальтер и Жаклин Рок и вовсе свели счеты с жизнью.

культура: Некоторые биографы и арт-критики не без пренебрежения отзывались об Ольге. Относились к ней с презрением, называли ее «пустой и тщеславной». Некоторые вообще утверждали, что она, дескать, «манипулировала» художником, тянула из него деньги. Так ли это?
Руис-Пикассо: Да, окружение мэтра с большой неприязнью относилось к Хохловой. Ольга его преследовала, устраивала скандалы в парижских кафе, куда он приходил. Она страдала от душевных ран, но продолжала любить Пикассо.

культура: Почему Пикассо не развелся с Ольгой? Они расстались в 1935 году, но продолжали состоять в браке вплоть до смерти Хохловой в 1955 году.
Руис-Пикассо: Он пытался это сделать, но в католической Испании в годы правления Франко это было невозможно.

культура: Ольга умерла до Вашего появления на свет, но Вы хорошо знали своего деда.
Руис-Пикассо: Он мне запомнился любящим и заботливым дедом. Иногда Пикассо изображают безжалостным чудовищем, но это не так. Он просто всецело был поглощен творчеством. По-настоящему его интересовало только искусство.

культура: Тяжело быть внуком гения?
Руис-Пикассо: Мне фантастически повезло — огромное счастье посвятить жизнь великому Пикассо. Мы с женой учредили Фонд FABA, который занимается изучением его творческого наследия, участвует в проведении выставок, поддерживает современное искусство. Пятнадцать лет назад по инициативе моей матери Кристины Руис-Пикассо мы создали Музей Пикассо на его родине в испанской Малаге.

культура: Что Вы ждете от московской выставки?
Руис-Пикассо: Возвращение Ольги на историческую родину — потрясающее событие. Россияне узнают много нового о судьбе своей соотечественницы, которая сыграла большую роль в творчестве Пикассо и, следовательно, всего мирового искусства. К тому же выставка пройдет в одном из моих самых любимых музеев мира, располагающих замечательным собранием картин.