Как закалялся де Сталь

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

07.06.2018

Во французском городе Экс-ан-Провансе проходит выставка известного художника Николая де Сталя. На ней представлено около ста картин и рисунков, созданных мэтром в последние два года жизни в Провансе (1953–1954). Арт-критики относят эти работы к лучшим в творчестве де Сталя. «Синее небо словно написано мистралем», — восхищался один из рецензентов.

Творческий взлет завершился трагической нотой: 16 марта 1955 года де Сталь выбросился из окна своей мастерской в средиземноморском городке Антиб. Ему только что исполнился 41 год.

В истории послевоенной живописи де Сталя обычно называют «самым русским из французских художников». Пожалуй, лучше всех сказала о мэтре подруга Иосифа Бродского историк Вероника Шильц: «Созерцание живописи де Сталя, как и самых прекрасных икон, дает нам высшую форму радости: ликование души перед великолепием мира».

Николай — сын остзейского барона, российского генерала Владимира Ивановича Сталя фон Гольштейна, последнего коменданта Петропавловской крепости. После Октябрьской революции семья эмигрировала в Польшу. Вскоре родители умерли, а Николая и его двух сестер Марину и Ольгу усыновила жившая в Брюсселе итальянская семья Эмманюэля Фрисеро (унаследовавшая русское гражданство от своих родителей). Под их крышей жили другие русские дети, в том числе Петя Врангель, сын знаменитого белого генерала.

Детство и юношество Николая проходили в русской атмосфере: в доме Фрисеро говорили по-русски, читали Гоголя и других классиков, по праздникам ходили в православную церковь. В наших лучших традициях детьми занималась няня Домна.

Николай учился в Королевской академии художеств Бельгии и в 21 год принял участие в первой своей выставке в Брюсселе. На ней, в частности, было показано пять написанных им икон. Уроки иконописи ему давал художник Ростислав Лукин, с которым они случайно познакомились в Лувре.

Огромного роста, наделенный мужественной красотой, де Сталь, по словам его биографа Жан-Клода Маркаде, напоминал былинного героя Илью Муромца. Аристократ по происхождению и по сердцу, он стремился к толстовской простоте. Антиконформист и анархист, он презирал мещанскую мораль. Мужественно переносил удары судьбы. Жилось ему порой очень трудно. В одном из писем признавался, что «есть нечего — остался только мешок муки». Испытывая крайнюю нужду, как и многие бывшие соотечественники, записался в Иностранный легион. Отслужил почти год в Алжире и Тунисе. Долгое время жил с нансеновским паспортом, который выдавался апатридам. Французское гражданство получил только в 1948 году.

Привязанность к исторической родине, которую почти не знал, де Сталь сохранил на всю жизнь, отмечал Маркаде. Увлекался русской литературой, музыкой, философией — читал, в частности, Льва Шестова. В 1945 году в знак солидарности послал свою картину в комитет помощи Стране Советов. Ценил Маяковского, которого называл «наш поэт», ходил на советские фильмы. Восхищался мощным болгарским басом Борисом Христовым в заглавной партии «Бориса Годунова». До самой кончины дружил с соотечественником — художником Андреем Ланским, с которым они всегда говорили по-русски.

В стремлении сделать невидимое видимым его искусство пребывало в состоянии постоянной эволюции. «Я не противопоставляю абстрактную живопись фигуративной, — излагал свое кредо художник. — Она должна быть одновременно и той, и другой». 

Одним из главных источников вдохновения служила музыка, как современная классика — Мессиан, Булез, так и джаз. Гигантский «Концерт» (350х600 см) — одна их самых известных его работ, начатая в 1955 году, осталась неоконченной. Неожиданным увлечением художника оказался футбол. Побывав на футбольном матче сборных Франции и Швеции в марте 1952 года, сразу после игры, ночью, начинает серию холстов и пишет «Стадион «Парк де Пренс».

В последние годы в творчестве де Сталя на первый план вышла тема обнаженной натуры. На многих полотнах изображена последняя пассия художника Жанна Матье. Известному британскому искусствоведу Джону Ричардсону приписывают слова: «Николай де Сталь был русский, толстовский персонаж, снедаемый бесами Достоевского. И если эти бесы вначале не трогали его, то потом набросились на художника и не знали пощады».

Уже после открытия нынешней экспозиции в Экс-ан-Провансе картина де Сталя «Стоящая обнаженная» на аукционе «Сотбис» ушла за 12,125 млн долларов. До этого рекорд принадлежал «Лежащей обнаженной» — 9,4 млн долларов. Сегодня де Сталь занимает восьмое место в табели о рангах самых дорогих российских мастеров.

В Россию художник «вернулся» только в мае 2003 года. Его большая выставка прошла в Эрмитаже в рамках программы, посвященной Францией 300-летию Петербурга.