Завтра аристократа

Дарья ЕФРЕМОВА

15.02.2017

Его музой была Одри Хепбёрн, клиентками Жаклин Кеннеди Онассис, Грейс Келли, Элизабет Тейлор и Марлен Дитрих, учителями — Эльза Скиапарелли и Кристобаль Баленсиага. Среди преемников — Джон Гальяно и Александр Маккуин. 21 февраля «последний аристократ мира моды», граф Юбер де Живанши отмечает 90-летие.

Черное платье с открытой спиной и юбкой в пол, фантазийная широкополая шляпа, блуза «Беттина» — белая, «скромная», с черными рукавами-воланами, названная в честь модели и пресс-атташе модного дома мадемуазель Грациани, строгие и женственные костюмы Lady Like, в них так любили появляться на публике княгиня Монако и супруга 35-го президента США. «Мода — это умение одеться так, чтобы пройти по улице незамеченным», — уверял кутюрье. Эпатаж, авангардистское экспериментаторство, конструктивистская плакатность, постмодернистская вездесущая ирония — тренды, сотрясавшие весь XX век, были чужды утонченной натуре графа. 

Женщины в нарядах от Живанши, как на балах в благородных собраниях прошлых столетий, напоминали «бабочек, присевших на цветок», или же сами эти цветы. Только теперь впечатление достигалось не за счет сочетания корсета и пышной юбки, а куда более сложными средствами: точный лаконичный крой и удлиненные пропорции, подчеркивающие изящную фигуру, умеренность в цвете, филигранный декор. С последним мастер был особенно аккуратен. «Элегантность и стиль — это не то, что можно заметить с первого взгляда. Лишь посмотрев на человека во второй раз, вы осознаете, что эта женщина или этот мужчина элегантны», — так звучало еще одно кредо художника.

Чувство меры не покидало Живанши даже тогда, когда он брался за роскошные вечерние наряды. Комплект из платья и пальто цвета экрю, в котором Жаклин Кеннеди блистала в 1961 году, запомнился утонченным решением лифа: брусничные, алые и оранжевые маки и зеленые стебли, расположенные как на картинке из британского флористического атласа, вышитые шелковыми нитями и жемчугом. Говорят, Джеки просто влюбилась в эту пару. Необыкновенно изысканными выглядят его знаменитые модели начала 90-х: болеро, украшенное цветными пайетками, полудрагоценными камнями и розовыми кораллами, платье цвета бургундского вина с асимметричной юбкой, лиф и рукава полностью покрыты стеклярусом и бахромой из бисера. Стеклянные подвески, завершающие узор, вздрагивали при каждом шаге... 

Ставший известным уже в 25 лет — блузку «Беттина» хотела иметь в гардеробе любая модница — Живанши представил первую коллекцию от кутюр в 1953-м. Именно тогда в его мастерскую пришла восходящая звезда Одри Хепбёрн. Совсем скоро ей предстояли съемки в фильме «Сабрина», истории о современной Золушке, а костюмы еще никому не заказывали. Встреча положила начало знаменитому творческому тандему, продлившемуся 39 лет. Белое платье-бюстье с пышной юбкой и цветочной вышивкой, созданное для этой роли, до сих пор входит в топ самых востребованных свадебных силуэтов. Впрочем, «Оскар» за лучшую работу костюмера получил, увы, не Живанши, а Эдит Хэд, лишь контролировавшая процесс пошива.

Длинная красная тога без бретелей, в которой актриса предстала в картине 57-го года «Забавная мордашка», — еще один шедевр кутюрье. Нельзя не вспомнить и черный кружевной наряд с прозрачными рукавами — образ решившейся на преступление дочери коллекционера в фильме «Как украсть миллион» дополнили кружевные чулки и маска.

Об их отношениях сплетничали, хотя и модельер, и актриса уверяли, что это настоящая дружба. Для «малышки Одри» он был готов на все — благодаря ей появлялись не только модные линейки, но и авторские духи. L’ Interdit, покорившие рынок в середине 1960-х — все хотели благоухать, как Одри, — разработаны совместно с парфюмером Франсисом Фаброном: в аромате соединились ноты мандарина, фиалок, персика, жасмина и ландыша. Однако актриса наложила временное вето на продажу: «Даже не рассчитывай, что я поделюсь с кем-нибудь этим чудом». Отсюда и название, означающее «запрет». Первые духи дома Givenchy так и остались для Одри единственными и любимыми. Ну а Юбер продолжил выпуск парфюмов: позже появились женский Le De и мужской Monsieur de Givenchy, восхитительные Amarige, Xeryus, Ysatis, Organza. Туалетная вода, косметика служили дополнением образа, создаваемого кутюрье. 

C конца 60-х бизнес расширяется: запущена линия мужской одежды, имя Живанши появляется на ювелирных украшениях, обуви, мебельных тканях. Кроме того, он разрабатывает дизайн для сети отелей Hilton и даже принимает участие в оформлении автомобиля «Линкольн». 

Мэтр отошел от дел в 1995-м, через два года после скоропостижной смерти музы. Юбер тяжело переживал болезнь Хепбёрн, «выплакал все слезы», а когда неизбежное произошло — посадил на ее могиле ландыши. Покинув мир Высокой моды, Живанши, конечно же, остался художником: в 1997-м разрабатывал костюмы к постановке Владимиром Васильевым балета «Жизель» в Большом театре, в 2007-м, в год своего восьмидесятилетия, нарисовал эскизы марок к Дню святого Валентина. Он пишет картины, занимается ландшафтным дизайном, иногда оказывает консультативные услуги на аукционах. 

После ухода маэстро руководство конгломерата LVMH, которому принадлежит бренд, решило «влить свежее вино в старые мехи»: Джона Гальяно сменил Александр Маккуин, потом пришел Джулиан Макдональд, за ним — Освальд Ботенг. Разумеется, стиль всех этих дизайнеров шел вразрез с принципами Живанши, возможно, поэтому граф перестал интересоваться судьбой созданного им модного дома. Надежды на возрождение традиций связывали с именем Риккардо Тиши, занимавшим пост креативного директора Givenchy последние двенадцать лет. Готика, рейв, роскошь на новый манер, византийские и египетские мотивы, меха, дань супрематизму и кубизму в принтах, среди клиентов — Леди Гага и королева Иордании Рания. Однако недавно прошло сообщение, что и он готовится покинуть Дом. Впрочем, аристократический дух в моде по-прежнему связывают с именами Живанши, Диора и Сен-Лорана. Ведь, как сказал Дени Дидро, хороший стиль кроется в сердце.


Фото на анонсе: REUTERS/PIXSTREAM