Искусство восклицаний

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

15.09.2016

В рамках перекрестного Года российско-французского культурного туризма в Национальном центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду открылась выставка «Коллекция! Современное искусство в СССР и России. 1950–2000 гг.». 

Беспрецедентная по своим масштабам экспозиция, объединившая 250 работ 60 художников и арт-групп, стала частью собрания, переданного знаменитому музею (вместе с документами это свыше 370 единиц хранения). Они преподнесены в дар Благотворительным фондом Владимира Потанина, самими мастерами и их семьями, российскими и французскими коллекционерами и меценатами. 

Прежде всего в экспозицию вошли полотна шестидесятников-нонконформистов. Это Оскар Рабин, Владимир Немухин, Илья Кабаков, Эрик Булатов, Владимир Яковлев, Михаил Рогинский, Франциско Инфанте и другие. Эдуарду Штейнбергу и Владимиру Янкилевскому отвели по целому залу. Широко представлены и прочие направления современного российского искусства — от концептуализма и соц-арта до новейших тенденций.

— Это бесценный и беспримерный  дар, — подтвердил «Культуре» директор Центра Помпиду Бернар Блистен, в чьих жилах, по его словам, есть несколько капель и русской крови. — Мы всегда гордились нашим российским фондом, в котором достойное место занимают Марк Шагал, Казимир Малевич, Василий Кандинский, Наталия Гончарова, Михаил Ларионов, Антон Певзнер. Теперь он пополнился новыми произведениями, отражающими разнообразие художественной жизни в вашей стране. Некоторые считали российское искусство вторичным, но это совершенно не так. Оно имеет собственное лицо. И восклицательным знаком в названии выставки «Коллекция!» мы хотим выразить свое восхищение. Наконец, она приурочена к 40-летию открытия Центра Помпиду в январе 1977 года.

Данный проект повышает престиж российского искусства, подчеркивают эксперты, открывает неизвестные на Западе имена и, кроме того, поднимает цены на картины. Примеру Центра Помпиду последуют, скорее всего, и другие ведущие залы и галереи мира. 

— Парижский музей создает самую большую на Западе коллекцию нашего современного искусства, — признался «Культуре» Эрик Булатов. — Очень важно, что политические разногласия не мешают культурному общению. Именно сейчас эти связи должны быть максимально активными. Общим делом наших художников является утверждение русского искусства как равноправного в ряду европейских.

Напомним, что несколько мастеров, представленных в «Коллекции!», приняли боевое крещение в Лувре, где осенью 2010 года прошла выставка «Контрапункт: русское современное искусство». 

На осуществление грандиозного проекта ушло меньше года. Центру Помпиду было предложено около полутора тысяч работ, из которых его эксперты отобрали лишь четверть. «В соответствии с музейными нормами каждая утверждалась несколькими комиссиями, — объяснила российский куратор экспозиции, директор Мультимедиа Арт музея Ольга Свиблова. —  Это был для всех крайне болезненный момент — приходилось отказываться от замечательных вещей. Но главное, что процесс пошел, и он будет набирать обороты».

Тем не менее у ряда художников сам принцип селекции вызывает недоумение. «У меня двойственное отношение к этому событию, — поделился Оскар Рабин, живущий в Париже напротив Центра Помпиду. — С одной стороны, замечательно, что музей мирового значения проявил к нам такой интерес. Радует меня, разумеется, и то, что в собрание попала моя работа 1964 года. С другой стороны, наше искусство можно было показать значительно шире. Так как оно действительно развивалось вначале в Советском Союзе, а потом в России. К сожалению, французы отклонили работы таких мэтров, как Владимир Вейсберг, Дмитрий Краснопевцев, Дмитрий Плавинский, Борис Свешников, Лидия Мастеркова, Олег Целков и, наконец, Анатолий Зверев, который имеет свой музей в Москве». 

Как бы то ни было, французская сторона подчеркивает, что «Коллекция!» станет знаменательным этапом в освоении и осмыслении русского искусства. Ее экспонаты не «похоронят» в запасниках, а будут по принципу ротации демонстрировать в стенах Центра Помпиду. Нынешняя выставка продлится до 27 марта 2017-го и носит просветительский характер. В программе лекции и конференции, фильмы о российском искусстве, встречи с художниками, выпуск монографий. 

Перекрестный год российско-французского культурного туризма ознаменуется и другими яркими событиями. Так, в октябре Фонд Луи Вюиттона покажет в Париже произведения из коллекции Сергея Щукина. Эрмитаж и Пушкинский музей предоставят для экспозиции по 65 картин. В конце месяца ожидается приезд в Париж президента РФ Владимира Путина. Глава государства прибудет на открытие Российского духовно-культурного центра. А в конце года в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина пройдет выставка, посвященная писателю и министру культуры Франции Андре Мальро.