Вести с Полей

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

06.07.2016

Власти французской столицы начинают амбициозную программу очередного обновления Елисейских Полей, рассчитанную на несколько лет. Она предусматривает, в частности, сокращение автомобильного движения, озеленение авеню и новые культурные манифестации. Все это, по мнению мэрии, поможет Парижу удержать позиции самого популярного в мире города, в который ежегодно приезжают более 27 миллионов туристов.  

«Слишком долго мы почивали на лаврах, — сожалеет председатель Комитета Елисейских Полей Жан-Ноэль Рейнардт. — Чтобы не отстать от других мегаполисов надо все время идти вперед». 

Одна из долгосрочных целей муниципалитета — постепенно обуздать трафик и превратить главную магистраль (длина — 1915, ширина — 71 метр) в пешеходную зону. Первый шаг сделан. К великой радости парижан и приезжих, начиная с этого лета раз в месяц по воскресеньям авеню закрывают для транспорта. Прямо на брусчатке устраивают гулянья и пикники. 

Для борьбы с загрязнением воздуха, превышающим все допустимые нормы, с 1 июля на Елисейских Полях — как и во всем городе — по рабочим дням запрещена езда на автомобилях старше 20 лет. А к 2020-му под запрет попадут десятилетние машины. Одновременно создаются велосипедные дорожки. Как пророчески пел незабвенный Джо Дассен, «в Париже на вело обгоняешь ты авто».  

Надо сказать, что многие проекты осуществляются при щедрой поддержке со стороны бизнеса. Прошел первые испытания «Голубой трамвай». Так называется электрический автобус, который в дальнейшем будет бесплатно циркулировать по Елисейским Полям. Его финансирует один из крупнейших французских промышленников Венсен Боллоре — вложения он намерен компенсировать с помощью доходов от рекламы. Другая уважаемая фирма оплачивает wi-fi — уже ровно месяц к интернету можно подключиться в любой точке проспекта совершенно безвозмездно. Еще одна компания взяла на себя реставрацию шести фонтанов, не работавших на протяжении многих лет...

Гвоздем культурных проектов, по всей видимости, станет экспозиция ста самых известных картин мира — от «Подсолнухов» Ван Гога до «Авиньонских девиц» Пикассо. Их гигантские копии установят для всеобщего обозрения посреди авеню.  

Однако самым популярным зрелищем считаются спортивные мероприятия. На Полях финиширует знаменитая велосипедная гонка «Тур де Франс». В начале сентября здесь пройдут состязания дронов, а в октябре — соревнования детских педальных автомобилей. 

Есть и неожиданные инициативы. К европейскому футбольному чемпионату на Елисейских Полях открыли комплекс общественных туалетов, размещенный на двух этажах. За пару евро предлагают сервис «на высшем уровне». Клиентов встречают любезные стюардессы, раньше их пренебрежительно называли «мадам пипи». К услугам посетителей самые продвинутые марки японских унитазов — система no touch: автоматическое открытие кабинок и слив без прикосновения, изысканные ароматы и благовония, зубные щетки, минеральная вода. 

Новый облик Елисейских Полей до предела обострил войну между ведущими фирмами за место под солнцем. У «Макдоналдса», имеющего тут самый крупный по меркам сети ресторан во Франции, до конца года появится мощный заокеанский конкурент Five guys («Пять парней»). Его гамбургеры президент Барак Обама объявил лучшими в мире. Очередной фастфуд, скорее всего, разместится в здании, где многие годы торговал мороженым Haagen Dazs.  

Не выдерживая конкуренции, закрываются последние кинотеатры, им не по карману дорогие площади. Аренда здесь достигает 15 тысяч евро за квадратный метр. Сдают позиции даже такие гиганты, как «Мерседес». Здание автоконцерна оспаривают фирма нижнего белья Victoria’s Secret и шоколадно-конфетная империя M&M’s. Кроме того, на Елисейских Полях распахнут двери филиалы корпораций Apple и Chanel, а также крупнейшего парижского магазина Galeries Lafayette. Появятся новые люксовые гостиницы, в том числе восстановят Elysée Palace, где в 1917 году арестовали легендарную шпионку Мату Хари.

...Согласно переписи 2014-го, на Елисейских Полях были зарегистрированы всего 82 человека. Нет сомнений, что ряды «могикан» еще более поредеют. Все жизненное пространство оккупировали магазины, бутики, рестораны.