Танцуй, пока Помпадур

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

15.01.2016

В филиале Лувра в северофранцузском городе Ланс открылась выставка «Танцуйте и целуйтесь с кем хотите».

Название позаимствовано из песенки, сочиненной мадам де Помпадур. Именно с вокального исполнения легкомысленной композиции королевской фаворитки начинается экспозиция, где представлены картины и графика Ватто, Буше, Фрагонара, Ланкре, Гейнсборо, Рембрандта, Тенирса, а также фарфор, керамика, мебель, гобелены, костюмы.

Экспозиция посвящена «галантному веку» — так принято называть эпоху регентства герцога Филиппа Орлеанского и правления Людовика XV, охватывающую значительную часть XVIII столетия.

В искусстве на смену тяжеловесному барокко пришло кокетливое рококо. Его музой стала мадам де Помпадур, покровительница наук и искусства. Она содействовала воцарению при дворе легкомысленного фривольного стиля. Идеалом считались рафинированность, пикантность, изящество, утонченное сибаритство. Своим главным врагом высший свет объявил скуку. Поэтому все занимались поиском развлечений. Словом, перефразируя Пушкина, можно сказать, что век был рожден «для неги томной, для упоения страстей». Знать проводила время на балах-маскарадах и праздниках, обожала театрализованные представления на природе. Одно из них запечатлел Антуан Ватто на своем знаменитом полотне «Паломничество на остров Киферу». Исключительным успехом пользовались гривуазные сюжеты Франсуа Буше: живописные уроки любви и пасторальные картинки с пастухами и пастушками. Подобными сценками расписывали стены дворцов и особняков. 

Мадам де Помпадур создала для Людовика XV «Олений парк», где любвеобильный монарх охотился за прекрасными вакханками и нимфами. В этот гарем отбирали исключительно девственниц — король опасался венерической заразы. 

«Искусство выполняло не только развлекательную, но и идеологическую миссию, — отмечает куратор выставки Ксавье Сальмон. — Оно служило пропагандой «мудрого» королевского правления, воспевало «успехи» страны во всех сферах, в том числе и в сельском хозяйстве. Не случайно одно из буколических полотен художника Жан-Батиста Удри называлось «Ферма».

Французская галантная эпоха повлияла на многие европейские страны, и в частности на Германию, Испанию, Швецию, Швейцарию и даже Россию. В немецком Мейсене появилась фарфоровая мануфактура, завоевавшая всю Европу. Игривые статуэтки замечательно отражали тогдашние нравы. 

Казалось, ничто не омрачало праздника, который должен был длиться вечно. Но параллельно зарождалась эпоха Просвещения с «подрывными» идеями свободомыслия. Властителями дум оказались Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье и другие философы, которые подготовили почву для грядущих потрясений. «Раздавите гадину!» — призывал Вольтер, имея в виду католическую церковь.  

Все громче роптали голодающие низы. Их безуспешно пыталась урезонить ветреная супруга Людовика XVI Мария-Антуанетта: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!» И тут грянула Великая французская революция. 14 июля 1789 года пала Бастилия. «Галантный век» закончил свои дни на эшафоте. Ему на смену пришел террор.