Русские КАННикулы

Ксения ПОЗДНЯКОВА

01.09.2015

На Лазурном берегу завершился 18-й Фестиваль российского искусства.

Главной темой нынешнего смотра стало 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. В день открытия представители Дирекции международных программ, МИДа России, мэрии Канна и Дворца фестивалей и конгрессов, участники и почетные гости возложили цветы на русском каре мемориального кладбища Гран-Жас. Вечером во Дворце фестивалей и конгрессов представили выставку «Русские и французы во Второй мировой войне: Братство по оружию» из собрания Государственного центрального музея современной истории России и частных коллекций.

Благодаря хроникам, документам, артефактам ожила летопись героической эпохи. Особое место организаторы выставки уделили легендарному авиаполку «Нормандия-Неман». Как отметила директор ГЦМСИ Ирина Великанова: «Сегодня мы вспоминаем героическую и трагическую историю того, как русские и французы плечом к плечу сражались против фашистов. За каждой фотографией, за каждым документом — судьбы русских и французов. Будь то Иван Демин и Илья Красотченко, которые сбежали из нацистского плена и оказались в рядах французского Сопротивления, или Симона Дуазеле, заключенная лагеря Равенсбрюк, собиравшая хлеб для советских пленных женщин, Вера Оболенская или мать Мария. Обе женщины помогали уехать из оккупированной Франции патриотам, за которыми охотились фашисты, и обе были за это казнены. Мне кажется глубоко символичным, что во Франции помнят о русских, помогавших французам бороться против фашистов. Конечно, самое радостное для музейщика — показывать выставки, которые связаны с миром, но военные экспозиции нужны нам как напоминание о том, что мы пережили, и гарантия того, что то страшное время не повторится».

Зал встретил эти слова долгими аплодисментами. Согласна с такой позицией и французская сторона. Не случайно 24 августа — в день освобождения города от нацистов — уже десятый год подряд на площади перед мэрией рядом с флагами стран-союзниц появляется и наш триколор, а зрители, пришедшие поклониться памяти своих спасителей, прежде «Марсельезы» слышат российский гимн. Строго говоря, Советская армия Канн не освобождала, это заслуга американцев, но с исторической точки зрения все справедливо. Потому как много ли смогли бы сделать союзники, если бы не советские войска, измотавшие Гитлера на Восточном фронте? В этом году на церемонии возложения цветов и вовсе произошел беспрецедентный случай: вместе с представителями нашего посольства венок в виде флага Российской Федерации под проливным дождем нес бывший мэр Канна, депутат Национального собрания Бернар Брошан. Нынешний же градоначальник Давид Лиснар, приветствуя гостей и участников смотра, подчеркнул: «Для меня большая честь каждый год в день освобождения Канна отдавать долг уважения России. Я бы хотел выразить благодарность господину Брошану, который долгие годы поддерживал фестиваль российского искусства в Канне. Он очень любит вашу страну и передал эту любовь мне. Я рад, что могу оказать помощь в сближении наших народов. Если Франция хочет и дальше оставаться великой страной, то она всегда должна быть вместе с Россией. Это очевидный факт, подтвержденный как историей, так и геополитикой». После таких слов стоит ли удивляться, что именно Давид Лиснар получил почетный знак «За выдающийся вклад в укрепление культурных связей между Россией и Францией»?

Чести открыть художественную часть смотра удостоился государственный академический ансамбль «Алан». Каждый танец прославленного коллектива из Северной Осетии пронизан героизмом, отвагой, радостью и красотой древней кавказской культуры. Взыскательная французская публика, заполнившая до отказа полуторатысячный зал «Дебюсси», устроила танцорам из Осетии восторженную овацию, скандируя: «Браво!» Зрители вновь и вновь вызывали на поклон артистов «Алана» и его художественного руководителя, заслуженного артиста РФ Эльбруса Кубалова. «Главное, — говорит Кубалов, — понимать, для чего ты едешь. Ты представляешь свой народ, а на таких крупных мероприятиях — всю Россию. Любой танцовщик, выходящий на сцену, должен быть достоин всех наград, которыми обладает наш коллектив».

Самым маленьким зрителям была адресована новая работа Хакасского театра кукол «Сказка». Трогательный, хотя порой и чересчур реалистичный спектакль «Собачий блюз» заставил вспомнить слегка заезженные, но оттого не менее верные слова Антуана де Сент-Экзюпери о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. Остаться равнодушными к страданиям собаки, которая в одночасье из домашней любимицы превратилась в бездомную бродяжку, обреченную на верную смерть, не смогли ни взрослые, ни дети...

На вилле Домерг прозвучали голоса солистов Академии молодых певцов Мариинского театра Юлии Маточкиной, Антонины Весениной, Андрея Серова и Ильи Селиванова.

День кино подарил встречу с восстановленными шедеврами «Мосфильма» — «Дядей Ваней» Андрея Кончаловского и «Иваном Грозным» Сергея Эйзенштейна. Современный российский кинематограф был представлен фильмом-лауреатом фестиваля «Движение» «На кончиках пальцев». Театр «Новый балет» поведал историю о двойственной природе Фортуны в трактовке Франческо Вентрильи. Поставленный на музыку кантаты «Кармина Бурана» Карла Орфа и «Болеро» Мориса Равеля диптих Fortuna vis Lucem явно пришелся по вкусу искушенным французам.

Вершиной смотра стала «Русская ночь»: в ней приняли участие североосетинские ансамбль «Алан» и Дом моды «Изольда» с программой «Кавказские мотивы», восходящие звезды эстрады Мари Карне и Юлия Тинникова, театр моды «Алтыр» из Республики Хакасия представил коллекцию «Свадебный той». В финале гала-концерта небо над Канном озарил получасовой фейерверк.