Кармелитой перекормили

Лариса РОМАНОВСКАЯ

05.08.2012

В эти дни телекомпании, подобно домовитым хозяевам, делают заготовки на зиму — эфирный продукт, с которым зрителю не будет скучно коротать осенние и зимние вечера. Отдельную позицию в списке будущих премьер занимают отечественные сериалы, которые в последние годы потеснили в эфирной сетке своих зарубежных конкурентов. Их количество и качество вызывает отнюдь не риторические вопросы. О сложившейся ситуации рассказывает Юрий САПРОНОВ, генеральный директор кинокомпании «Всемирные русские студии (RWS)». 

Сапронов: Предугадать, какой проект понравится зрителю, а какой станет неудачным, заранее сложно. Можно ориентироваться на статистику, а можно гадать на кофейной гуще — результат будет одинаковым. Российский телезритель непредсказуем. Если брать в расчет каналы, специализирующиеся исключительно на сериалах со своей, уже сложившейся аудиторией, то там еще можно делать какие-то туманные прогнозы. У «России» и «Первого» аудитория разномастная, и линейка сериалов весьма неоднородная. В последние годы они ориентировались на зрелую женскую аудиторию, а по итогам нынешнего сезона становится понятно, что зритель помолодел и поэтому продукт надо менять. Смена концепции — медленный процесс, он занимает три-пять телесезонов. Много времени отнимает поиск консенсуса с владельцами канала. А за это время зритель успеет отойти от экрана. Старая аудитория всегда очень быстро уходит, а новая подтягивается медленно. Так произошло с РЕН ТВ, когда там сменилось руководство и было решено менять формат. Те, кто смотрел «Солдат», ушли, новый зритель надолго не задержался. Планируемую нишу канал РЕН ТВ так и не занял.

культура: Сериалы какого формата считаются сейчас наиболее перспективными с точки зрения производителя?

Сапронов: Мы перекормили аудиторию многосерийными мыльными операми. Семь лет назад был бум этой продукции: на каждом канале они шли в огромном количестве. Когда стартовал один из первых таких проектов — «Кармелита», то ее смотрело почти пятьдесят процентов аудитории. Следующие сериалы были по уровню не хуже, но спроса на них уже не было. Зритель постепенно уходит в интернет. Если раньше сериал, который посмотрело двадцать процентов аудитории, считался неудачным, то теперь это хорошая цифра. Сейчас в приоритете семейные саги. По статистике, их смотрят где-то пятнадцать процентов зрителей. Но в прошлом году цифры были выше. В нынешнем сезоне один из таких проектов, «Сделано в СССР», снятый нашей компанией, шел на канале «Россия». На мой взгляд, он получился качественным: там была серьезная работа и сценаристов, и актеров. Но хитом этот проект не стал. Понять, в чем причина, сложно. Потому что другой проект того же формата и уровня, «Ласточкино гнездо», пользовался куда большим спросом. Интерес к ретро-историям у зрителя остался, обычно они идут неплохо и могут занимать 70-80 процентов от всей отечественной сериальной продукции канала за сезон. Так, у Первого канала самым рейтинговым сериалом этого года стал «Жуков». Понятно, что формат может приесться. Раньше был спрос на историческую тему, последним мощным проектом того периода стала «Гибель империи» Владимира Хотиненко — очень мощная и бюджетная картина. Сейчас эта тематика такого высокого рейтинга уже не получит.

культура: Сколько стоит снять сериал?

Сапронов: Средняя стоимость стандартного шестнадцатисерийного проекта — 250 тысяч долларов. Исторические проекты дороже. Много времени занимает написание качественного сценария. Хороших сценаристов не много. Нашему бизнесу лет двенадцать. Проблема в количестве времени и денег. Нынешнее ценообразование не дает продюсерам возможности много инвестировать в девелопмент: в идеи, в гонорары сценаристов. Давно сложилась схема, при которой деньги зарабатываются не на качестве материала, а на его обороте. У нас зарабатывают на аудитории, для которой важна не тонкость интриги, а занятые в проекте актеры. В итоге известный хороший сценарист получает в разы меньше, чем известный хороший актер. Первый получит десять тысяч долларов за весь проект, второй — за день съемок. Хотя при этом от сценария зависит семьдесят пять процентов успеха. Поэтому сценарист не будет вкладываться в один проект, если он за это время может сделать три не столь высокого качества. В результате яркие работы, которые реально «порвали» аудиторию, как это сделала «Ликвидация» Сергея Урсуляка, можно пересчитать по пальцам. Все эти успешные «глухари» идут несколько сезонов, из них стараются выжать все по максимуму, исходя из того, что денег, времени и возможностей на кропотливую работу мало и, пока удача улыбается, надо пользоваться моментом. Если взять статистику американских телеканалов, то будет видно, что успешных проектов, рассчитанных на несколько сезонов, значительно больше, чем у нас, потому что на их подготовку ушло куда больше сил и средств. В США Гоцман из «Ликвидации» еще бы пару сезонов с бандитами боролся.

культура: Если дальше проводить аналогии между отечественными и зарубежными сериалами, то насколько реально создать российский проект, который мог бы иметь серьезный международный успех, как «Доктор Хаус» или «Шерлок»?

Сапронов: Чтобы сериал смотрели за рубежом, надо, чтобы он был на английском языке. Мы не ставим перед собой таких глобальных целей, работаем для своих. Суперуспешные проекты у нас появляются не благодаря чему-то, а вопреки. Кто-то должен рискнуть, поплыть против течения. Так в свое время сделали создатели «Ментов»: взяли абсолютно неизвестных актеров и автора, собрали небольшой бюджет. Тогда ни у кого не было работы, все соглашались сниматься за копейки. И уже на волне этого успеха милицейские сериалы полезли как грибы после дождя. А сейчас на риск никто идти не хочет. В результате — ситуация складывается не лучшим для нас образом: зрителя снова тянет к зарубежным сериалам, в которых есть новые идеи. Отечественное «мыло» смотрит примерно двадцать процентов, зарубежное — пятнадцать. И разрыв все время сокращается не в нашу пользу. Если и дальше так пойдет, то через несколько сезонов импортных проектов на ТВ снова станет больше.