Нас разделяющий экран

Андрей РУДАЛЕВ

11.01.2018

Новогодние праздники позади. В щадящем режиме страна выходит из отпуска под празднование старого Нового года. Он призван подвести итоги длинных каникул. Телевизионный день будет предсказуемым: «Старый Новый год» на Первом, «Россия 1» покажет «Аншлаг», а после полуночи порадует мелодрамой «Китайский Новый год»; НТВ повторит свою программу. К январю 2018-го претензий к сетке вещания накопилось столько, что раздраженные зрители пишут в Сети петиции с требованиями переверстать эфир, и разворачивается противостояние «традиционалистов» и «новаторов». Кто побеждает в нем и почему?

Старая русская забава — спор консерваторов и сторонников перемен — раньше касалась литературы, большого кино или театра, определяя, какое именно из искусств является главным. Где ведется дискуссия, там и жизнь: трудно представить себе, чтобы сегодня в литературе бушевали такие же страсти, как при молодом Пушкине. В 2018-м общество спорит о телевидении. Соответствует ли оно духу времени? Не пора ли обновиться?

Ключевым объектом негодования в праздничные дни снова и снова становится именно сетка вещания телеканалов. Люди давно уже не вырезают из газет программу передач, не отмечают кружками важное для просмотра. Теперь работает инстинкт потребителя: экран — как супермаркет: товара много, кругом ярко, пестро, но не хватает натурального, поэтому выбирать лучше проверенное, особое внимание обращая на срок годности.

В этом году «новаторы» пошли в атаку, они потребовали сменить формат, пригласить молодых и талантливых, писали, что телевизионщики застыли в прошлом. Житель Ростова-на-Дону Вадим Манукян, например, даже выступил с обращением к руководству телеканала «Россия 1» , чтобы оно потрудилось изменить сетку вещания, ведь существующая, по его мнению, никого не удивляет. С ним согласны почти 150 тысяч человек. Много это или мало?

На первый взгляд — капля в море. Цифры говорят о том, что новогодние консерваторы пока в большинстве. По данным Mediascope, именно традиционное шоу на «России 1», «Новогодний Голубой огонек–2018» взяло рейтинговую пальму первенства, обставив программу Первого канала, где как раз попытались экспериментировать, привлекать новые лица и записывать номера не в студийных условиях, а на московских улицах. Но и «Новогоднюю ночь на Первом» смотрели активнее, чем в прошлом году. Доля зрителей составила 23,4 процента (для сравнения: в 2016-м — 20,4).

Если обратиться к рейтингу новогоднего обращения президента РФ в этом году, то на Первом канале он составил 15,1 процента, на «России» — 12,5.

А в первую неделю 2018-го каналы соревновались в заурядности. «Юмор года» соседствовал с «Угадай мелодию», рядом с концертами стояли «Кавказская пленница» и «Марья-искусница», «Аншлаг» разбавили новостями и старыми сериалами.

Парадокс: и хочется перемен, и хорошо бы оставить все, как есть. У жителя Ростова-на-Дону, написавшего гневную петицию, сторонников хватает — его крик души обсуждается в Сети широко, став частью долгой дискуссии о советском наследии. Что нам с ним делать? Как обустроить общество, чтобы двигаться вперед, ничего не разломав по дороге?

Отношение к праздничной эфирной сетке отчасти дает ответ на эти вопросы. Телевизионный Новый год — это классическая, как оливье, «Ирония судьбы». Сельдь под шубой — «Чародеи», салат с крабовыми палочками, бутерброды с красной рыбой и икрой — комедии Гайдая и Рязанова, мясная нарезка — меньшовская «Ширли-Мырли». Газировка «Советского шампанского» — «Голубой огонек». До горячего сложно досидеть, не говоря уж о десерте. От стола много остается, и подъедается это во все последующие дни, например, под заморских «Властелинов колец» и долгоиграющие истории про Гарри Поттера и Шерлока Холмса. Чтобы все эти праздничные яства не портились — минимум политики.

В России под застолье сложился определенный новогодний канон. Наше телевидение технически — уже западное (рейтинги, программы, «звезды», мы многое прямо копируем), по духу — еще советское («семейное смотрение» зародилось раньше 91-го года), а формально — слишком внеидеологичное, развлекательное, легкое, чтобы соответствовать статусу главного культурного феномена. Стыдно спорить об Алле Пугачевой и Филиппе Киркорове, но приходится.

Но на самом деле основные претензии связаны не столько с постаревшими кумирами, сколько с ожиданием современной новогодней классики, которая бы преобразила праздничный канон, чтобы зазвенел «Jingle bells» на свой новый и особый лад, чтобы нашлась замена и «Иронии судьбы», и «Ивану Васильевичу». Сегодня старое почти доели, а нового не приготовили.

И разве речь идет только о телевидении? Оно просто стало самым ярким воплощением той ситуации, в которой оказалась российская культура в целом. Новое — страшно, но жить по-старому все труднее.


Фото на анонсе: Наталья Селиверстова/РИА Новости