21.10.2017
Советская историография неудавшуюся революцию начала прошлого века романтизировала — хотя и признавая, что многое было сделано не так. В культуре «девятьсот пятый год» остался временем боли, ярости и надежд: «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева, знаменитая статья «Не могу молчать» Льва Толстого, обличительный памфлет Константина Бальмонта «Наш царь» — современники, не слишком друг друга привечавшие, оказались на одной, антимонархической, стороне баррикад. Что уж говорить о советском времени, когда Максим Горький, Борис Пастернак, Аркадий Гайдар дополнили образ той революции, сделав невозможным иное толкование, кроме общепринятого. 1905 год попал и на страницы романа Валентина Пикуля «На задворках великой империи»: конечно, «царизм» у автора оказался кругом виноват.
Так состоялся художественный канон. Исторически же первая русская революция всегда находилась в тени 1917 года.
Авторы выходящего на экраны фильма, во‑первых, не соблазняются уже готовыми клише, а, во‑вторых, рассматривают причины русской революции 1905 года внимательно и пристально — в частности, ищут американский и японский «след» в ее организации. Ценность работы состоит прежде всего в широком использовании подлинных документов Архива МИД Японии и Библиотеки конгресса США, многие из которых были до сих пор неизвестны широкой публике.
Создатели утверждают, что события 1905 года в России были не следствием внутренних социальных и экономических проблем страны, как это принято было считать в советское время, а итогом запуска «цветной» революции извне.
Анализ архивных документов приводит исследователей к пониманию того, что в первые годы ХХ века стартовала масштабная информационная война против России. Тогда в США и Великобритании под видом общественных организаций начали создаваться центры для поддержки наших революционных партий.
В фильме показаны инструменты провокаций, позволивших атаковать Россию на международной арене; раскрыта работа агентов влияния, финансистов и главных исполнителей терактов, прослежены их связи с западными политическими и деловыми кругами, приведены доказательства причастности этих кругов к созданным тогда политическим партиям. Отдельного упоминания заслуживает и освещение организации «кровавого воскресенья», ставшего спусковым крючком революции пятого года и в значительной степени повлиявшего на удавшийся через 12 лет переворот.
Предполагается, что фильм станет первой серией телевизионного документального сериала о русской революции: за рассказом о 1905-м последуют ленты про Февраль и Октябрь 1917-го.