Сценарий, подсказанный жизнью

Александр АНДРЮХИН

11.02.2016

Запутанная интрига многих серий «Знатоков» вызывала изумление зрителей: неужели это все правда? «Культура» выяснила, какие реальные истории легли в основу популярного сериала.

— Дел о воровстве с овощных баз было настолько много, что непонятно, с какого именно Лавровы писали сценарий к фильму «Из жизни фруктов», — рассказывает председатель совета ветеранов УБХСС Виктор Кораблев. — Также постоянно возбуждались дела по хищениям из магазинов — продовольственных и промтоварных. Это легло в основу серий «Черный маклер», «До третьего выстрела» и «Пожар». А вот что касается фильма «Повинную голову», то за основу этого сценария Лавровы взяли реальное громкое дело — о махинациях в московских ресторанах «Серебряный бор» и «Узбекистан».

Преступление заключалось вот в чем: в этих ресторанах на банкетах недодавали до половины блюд, которые заказывали посетители. К примеру, тридцать человек заказывают банкет, оговаривают количество закусок, горячих блюд, напитков, заранее оплачивают. А в процессе банкета официанты многие деликатесы гостям не приносят. Народ уже хорошенько выпил, веселится, танцует и ни на что особого внимания не обращает. 

— Когда до нас дошла такая информация, — продолжает ветеран, — мы организовали контрольный банкет. Под видом научных работников, отмечающих защиту докторской одного из коллег, заказали в «Серебряном бору» стол и начали имитировать гульбу. При этом внимательно следили за списком и все фиксировали на карандаш. Нам не подали одно из горячих блюд, несколько салатов, ряд напитков. В салатах, которые приносили, мы замечали нехватку ингредиентов, например курицы, рыбы, оливок. Когда подали шашлык, увидели, что мяса на шампурах маловато. Когда взвесили, оказалось, что в порции 170 граммов, хотя должно быть 250. Потом выяснилось, что блюда, предназначенные для банкета, продавались другим посетителям. Это было громкое дело. Руководители ресторанов получили приличные сроки.

Еще одна реальная криминальная история — дело о мусорной свалке, оно стало основой для двух фильмов: «Шантаж» и «Ответный удар». Конечно, в кино очень много придумано — введены новые персонажи, выстроены хитроумные линии расследования. 

— На самом деле, все было прозаичнее, — уверяет сыщик. — В СССР гражданам запрещалась торговля драгоценными металлами и ювелирными изделиями. Но тут наши сотрудники стали замечать на рынках и у комиссионных магазинов людей, предлагающих покупателям серебряные серьги, кольца, цепочки, браслеты. Когда сделали контрольную закупку, выяснилось, что все эти изделия изготовлены кустарным образом, однако серебро — высшей пробы. Спрашивается, откуда? Нами была проведена операция, в результате которой выяснилось, что совершенно разные, незнакомые друг с другом люди на дому изготовляли изделия из серебра. А где же они брали сырье? Все задержанные в один голос уверяли, что ничего ни у кого не воровали, а серебро нашли... на мусорной свалке. Оказалось, что один московский электрозавод регулярно вывозил туда магнитные пускатели к электродвигателям. Когда наши сотрудники прибыли на эту свалку, то онемели от удивления: десятки людей облепили эту кучу мусора и выискивают там магнитные пускатели. Контакты этих компонентов изготавливаются из серебра. Но почему же их выбрасывают? Дело в том, что едва они закоптятся, их не чистят, а меняют на новые, старые же с почти не изношенными серебряными контактами выбрасывали на свалку. Сообразительные москвичи выламывали контакты и продавали кустарям-ювелирам.

После этого Управление БХСС внесло предложение в Совет министров СССР: перед утилизацией старые контакты извлекать и официально приходовать как драгметалл. С тех пор предприятия не могли получить новые магнитные пускатели до тех пор, пока не сдадут серебро из старых. В итоге за один год электрозаводами страны было сдано на переработку более 14 тонн серебра.

Реальная история лежит и в основе фильма «Подпасок с огурцом». Герой Николая Караченцова, талантливый ювелир, подделывает Фаберже так, что никакая экспертиза не отличит, ставит на фигурки настоящее клеймо мастера (украл у наследницы) и сдает барыге на продажу. Но затем раскаивается и пишет явку с повинной — зато теперь может свободно творить под собственным именем. Прототип героя — известный в питерских криминальных кругах Миша Монастырский — сам, как говорят, Фаберже не подделывал. Но организовал артель молодых ювелиров, которые штамповали фигурки знаменитого мастера — не отличишь от настоящих. Когда Мишу взяли, ему грозила высшая мера за контрабанду культурных ценностей в особо крупных размерах. Только это обстоятельство заставило его признать, что иностранным покупателям он продавал подделки. Часть работ, выполненных под его руководством (их называют «фальшберже» Монастырского), хранятся в фондах Московского Кремля и Эрмитажа. В общей сложности он провел за решеткой двадцать лет. В 90-х стал одним из самых известных и состоятельных коллекционеров страны, был депутатом Госдумы, мандат спас его от очередного срока. В 2000-м покинул Россию, приобрел шикарную виллу в Испании. Погиб во Франции в автокатастрофе, оставившей много загадок. А перед смертью, словно что-то предчувствуя, дал подробные показания испанской полиции по делу о «русской мафии». Но это, как говорится, совсем другая история...