Театральное сближение

Валерия КУДРЯВЦЕВА, Кишинев

17.06.2012

Молодежный театральный форум в Кишиневе предоставил редкую возможность в одном месте всего за восемь дней увидеть спектакли из 11 стран бывшего СССР. И попробовать разобраться, где, как и про что ставят сегодня молодые режиссеры.

Красивая идея собрать вместе постсоветскую театральную молодежь — режиссеров, актеров, критиков, сценографов, драматургов — принадлежит Международной конфедерации театральных союзов. Материальная поддержка пришла от Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ (МФГС). Три года подготовки, непростой выбор экспертного совета, и вот в Кишиневе начала лета — по-настоящему молодо-зелено. Здесь собрались те, кому нет 35, а вот идей и энергии — в избытке.

Раньше такие близкие (спасибо стажировкам и опытным обменам), теперь те, кто занимается театром в странах постсоветского пространства, не знают, что в головах и на сценах ближайших соседей. Связи практически оборваны, денег на гастроли не выделяют почти нигде. И вот, наконец, подарок: выставка театральных художников и мастер-класс Юрия Харикова, семинары, сборник пьес современных драматургов и, конечно, неформальное общение. Благо русский язык по-прежнему прекрасно знают 90 процентов участников форума. И главное — целая гроздь разной спелости спектаклей. Вкусна она в любом случае, потому что уникальна.

Из классики на форуме — два Шекспира, Салтыков-Щедрин и фольклорист Александр Афанасьев — треть всех спектаклей. Остальные две трети — постановки по современным драматургам.

Из Грузии приехал «Урод» — спектакль по пьесе молодого немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Герой в карьерных целях решается на пластическую операцию. Новый облик писаного красавца оказывается неплохим товаром на рынке современной жизни. Собственное «я» при этом предсказуемо теряется — вместе с женой, друзьями и уважением к себе. Черно-серая графическая история совсем непохожа на то, с чем привычно ассоциируется грузинский театр. Даже язык звучит как-то не по-грузински. Но тем все и интересно. Режиссера Давида Тавадзе вдохновляют такие же молодые сумасшедшие художники, как он сам. Показаться людям других культур получилось фактически впервые. Тбилисский театр Королевского квартала, где ставит Тавадзе, специализируется на современной драматургии. Как только появляются свободные деньги, их тратят на новую постановку. В результате за пределы страны прежде выезжать не доводилось.

Режиссер Вячеслав Чеботарь родом из Кишинева. Он один из тех, чья судьба уже повернулась благодаря Молодежному форуму. Экспертный совет отобрал его «Короля Ричарда III», а самого Чеботаря Виктор Рыжаков пригласил учиться в Москву, в Центр Мейерхольда. С тех пор все мысли Вячеслава — в новой драме. Свою классическую работу в Русском драматическом театре имени А. П. Чехова не видел уже полтора года — кажется, теперь ощущает ее несколько инородной для себя. На момент постановки публику широким модным жестом пересадил на сцену, актерам отдал пространство между зрительскими рядами, покрытыми белой тканью.

Однако первая режиссерская премия упала в руки хрупкой светловолосой девушки — Екатерины Аверковой из Белоруссии. Она автор спектакля «Офис» по пьесе немки Ингрид Лаузунд — с подзаголовком «Бесхребетность в одном действии» — о таких разных и одинаковых офисных менеджерах, жертвах общества потребления. Скромный текст пьесы обернулся множеством любопытных постановочных находок. В свои 28 Аверкова уже два года как главный режиссер Могилевского областного драматического театра. За ее плечами и классика, и новая драма. На форуме Катя внимательно присматривается к другим — хорошо бы отобрать что-то для собственного фестиваля, «Март-Контакт». Ведь возможность видеть и выбирать работы коллег из других стран для нее — огромная редкость.

Если верить режиссеру Карлису Круминьшу из Латвии, а не верить ему оснований нет — жюри отдало его работе вторую премию, — в Латвии сегодня в моде такой сценарий: режиссер предлагает актеру мысль, тот ее разрабатывает, импровизирует. Из этого рождается спектакль, который после уже записывают как пьесу. Однако же сам Карлис привез в Кишинев «Пилигрима» — работу по готовой пьесе финских драматургов. Пронзительная история о потере, отчаянии и новом обретении Бога еще более интересна из уст молодых актеров. Для глубины ощущений Карлис собрал зрителей прямо на сцене — вокруг стола, на котором актеры рисуют историю мелом и странными предметами — коробки спичек заодно с муми-троллями.

Третья премия досталась армянскому режиссеру Нарине Григорян за моноспектакль «Полет над городом», где она сама сыграла главную роль. Театр в формате 3D, где для слепой девушки оживают не только звуки, но и запахи, и тактильность. Очаровательная, жизнерадостная Нарине на не всегда простую судьбу молодых режиссеров в Армении смотрит с оптимизмом. Спектакль можно поставить хоть в квартире, хоть на крыше — было бы желание.

Жюри смотра: актер Игорь Ясулович, театровед Алексей Бартошевич, критик Елена Дьякова, режиссеры Владимир Панков и Адольф Шапиро (председатель). Шутят: у режиссерского штурвала сегодня — племя младое, незнакомое, с ударением на «незнакомое».

В Кишиневе как-то особенно почувствовалось: кто бы что ни говорил о разности путей-тропинок, которыми развиваются страны бывшего СССР, у них по-прежнему много общего. Неожиданным тому подтверждением стал футбол. Матчи Россия — Чехия и Россия — Польша, которые пришлись на время форума и в маленьком Кишиневе транслировались на открытой площадке в самом центре города, обнаружили в молодых театралах завзятых болельщиков. Здоровьем рисковали, разумеется, за Россию, за кого же еще?