Театр у монитора

Наталия КАМИНСКАЯ

20.01.2012

По инициативе Московского департамента СМИ и рекламы на видеохостинге YouTube начался показ телеверсий спектаклей московских театров.

Этот проект задуман и осуществляется в рамках государственной программы «Информационный город на 2012–2016 годы». Предполагается, что YouTube постепенно соберет и выложит в своем формате целую коллекцию лучших столичных спектаклей.

Идея доставить театр в каждый дом возникла не сегодня. И всегда находились скептики, которые утверждали: произведению театрального искусства при переводе на экран наносится невосполнимый ущерб. Однако лучше уж потери в тонкостях, чем полное отсутствие у значительной части отечественного населения театральных впечатлений.

В нулевые годы съемкой спектаклей самых популярных театров Москвы, Петербурга, а также крупных городов России вплотную занялся телеканал «Культура». Так телезрители всей страны получили возможность посмотреть театральные хиты МХТ, «Ленкома», «Мастерской Петра Фоменко», «Современника», петербургского Малого драматического театра и других знаменитых коллективов. В 2004 году в Интернет был запущен фестиваль «Театральная паутина», придуманный профессором, доктором искусствоведения Еленой Левшиной и журналистом Игорем Овчинниковым, главным редактором сайта Theatre.ru. Благодаря этому проекту спектакли шли в Интернете в режиме реального времени, но их можно было увидеть нерегулярно и не в любой удобный час. Все большую популярность приобретают и прямые Интернет-трансляции спектаклей в московских кинотеатрах, например, показ постановок Метрополитен-опера.

YouTube в этом смысле предлагает беспрецедентные возможности. Пока можно посмотреть в Интернете три спектакля: «Ревизор» Театра имени Маяковского, «Троянской войны не будет»Театра имени Станиславского и «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» от «Современника». Последний, по предварительным данным, увидели уже более десяти тысяч пользователей.

Масштабы нового проекта, то есть хотя бы приблизительное число спектаклей, которые будут выложены в Интернете, еще неизвестны. Неясен и принцип отбора. Будут ли его осуществлять эксперты или это станет инициативой самих театров? Каким постановкам отдадут предпочтение: просто кассовым, обеспеченным громкими режиссерскими и актерскими именами, или сложным, элитарным с художественной точки зрения?

Так или иначе, в основу этого начинания положена идея общедоступности, причем во всех смыслах этого слова. Далеко не каждый житель мегаполиса может себе позволить дорогие билеты. Многие живут далеко от центра Москвы. В группе потенциальных зрителей находятся и люди с ограниченными возможностями. Конечно, предпочтение на первых порах должно быть отдано спектаклям, язык которых доступен самым широким слоям населения — от академика до домохозяйки. Но учитывая возможности YouTube, хотелось бы в дальнейшем иметь доступ ко всем разновидностям театрального творчества: и к добротной классической постановке, и к спорной новой драме.