На таганском фронте

Татьяна МЕДВЕДЕВА

23.04.2015

23 апреля, в день рождения Театра на Таганке, у его стен актеры провели пикет. Так вырывается наружу затяжной конфликт между труппой и «варягами»-руководителями. Старожилы труппы и недавно назначенная директором Ирина Апексимова по-разному видят перспективы развития легендарного театра.

Кроме прочего, камнем преткновения стал ремонт. Апексимова утверждает, что здание находится в аварийном состоянии и нуждается в реконструкции. Актеры убеждены, что это лишь предлог для освоения финансовых потоков и дальнейшего переформатирования театра. Не имея возможности играть на родной сцене из-за вялотекущего ремонта, актеры год скитались со своими спектаклями по разным площадкам столицы. А с конца марта и вовсе оказались не у дел — репертуар на апрель и май отсутствует. Что будет дальше — непонятно. В ситуации разбиралась корреспондент «Культуры». 

Послушать артистов, так получается, что назначение Ирины Апексимовой — это прощальный поцелуй Сергея Капкова театральной Москве. 

— Господин Капков назначил Ирину Викторовну на должность директора «Таганки» чуть ли не в последний день, когда находился в кресле главы столичного департамента культуры, — рассказывает Иван Рыжиков, лидер профсоюза театра. — Она для нас случайный человек. На тот момент она еще работала директором у Виктюка.

Сама Ирина Апексимова, видимо, ощущает себя прежде всего «кризисным менеджером». Она сразу же взяла быка за рога. Заявила, что главное — это спасти разрушающееся здание театра. Решительно она занялась чисткой рядов — «по соглашению сторон» уволились сотрудники бухгалтерии, планового отдела, рекламщики, кадровики. Похоже, что на эти должности Апексимова хочет привести членов своей команды. Артистов обидело то, что она не организовала традиционного в таких ситуациях сбора труппы и не поделилась планами. Возможно, это вопрос времени. Получив назначение в начале марта, новый директор просто входит в курс дела. Но пока люди пребывают в неведении. 

В 2011 году из-за конфликта с актерами театр покинул его основатель Юрий Любимов. «Таганку» возглавил Валерий Золотухин. Но вскоре из-за ухудшившегося состояния здоровья он оставил этот пост. После его кончины, в 2013-м, директором стал Владимир Флейшер — креатура Сергея Капкова. Эту личность актеры-старожилы вспоминают недобрым словом. 

— Артистам стали выплачивать нищенские оклады — без надбавок и премий, — утверждает актриса Татьяна Сидоренко. — Была сломана трехэтажка, где размещалась администрация. Ее сотрудников переселили в гримерные. И стали говорить об аварийном состоянии здания и ремонте. И вот мы уже девять месяцев не работаем на нашей сцене. А ремонт не идет. 

Актеры организовали некоммерческое общество по защите творческого наследия театра «Живая память». Провели независимую экспертизу и установили, что никакого аварийного состояния нет: у здания крепкие стены и фундамент — за исключением одного места в фойе. Артисты убеждены, что их родной дом не нуждается в глобальной ломке, на которую предполагается потратить сотни миллионов рублей. Достаточно сделать точечный ремонт и освежить косметику. Кстати, именно это предусматривал проект, разработанный еще при Валерии Золотухине. Но у тех, кто пришел ему на смену, другие замыслы. 

21 марта в КЦ «Москвич» таганковцы сыграли свой последний спектакль, а теперь сидят по домам. Мучительно тянутся дни простоя и неопределенности. 

— Театр закрыт с июля прошлого года, — рассказывает Иван Рыжиков. — В сентябре-октябре разломали административную часть здания, а в главном фойе пробили дырку. И это весь ремонт. Так используются государственные деньги. Работы производились в нарушение государственного задания. Заключение об аварийности сделано на основании визуального осмотра здания. Вводится в заблуждение общественность. «Таганку» искусственно погружают в долгострой — годика на три-четыре. Театр жив своими спектаклями, а нам не дают возможности играть. Складывается впечатление, что идет планомерное уничтожение труппы. Потом сюда пригласят какого-нибудь режиссера из «новой волны псевдореформаторов» и все начнут с чистого листа.

Конечно, золотой век «Таганки» — это 60–70-е годы, когда на сцене блистали Владимир Высоцкий, Алла Демидова, Леонид Филатов, тот же Золотухин. Юрий Любимов и его команда создали особый жанр — «поэтическое представление». И, как говорит представитель той золотой плеяды Вениамин Смехов, «Таганка» встала на вахту любви к русской речи, русскому слову. Многое театр повидал на своем веку: триумфы, обожание зрителей, расколы, демарши Юрия Петровича — его отъезды, возвращения и последний горький разрыв. Память о прошлом нужно хранить, но при этом нельзя превращать «Таганку» в мемориал.

Творческий потенциал есть и у сегодняшней труппы, где служат актеры разных поколений. Интересно, что под руководством Золотухина «Таганка» выпустила 11 премьер, зрительный зал был полон. На 50-летие театра актер и режиссер Влад Маленко поставил спектакль «Таганский фронт», собиравший аншлаги. А сейчас труппа не понимает, какое будущее ее ждет. Многие актеры боятся попасть под сокращение. И всех волнует судьба родного дома. Никто не хочет повторить судьбу театров имени Гоголя и Станиславского, которые превратились в сомнительные «экспериментальные площадки». 

К конфликту подключилась и Московская городская дума. 13 апреля там прошло заседание, посвященное «Таганке». Заместитель руководителя столичного департамента культуры Дмитрий Ипатов сообщил, что в 2013 году на ремонт было выделено 157 610 000 рублей — сумма внушительная. Сейчас работы приостановлены, потому что здание необходимо «дообследовать». Председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям Мосгордумы, известный актер и режиссер Евгений Герасимов, призвал актеров найти подходящую площадку и продолжать играть. 

Но у труппы свои требования: назначить на «Таганку» нового худрука и не делать «капитальную реконструкцию». Ремонт можно организовать разумно. Такие примеры есть. «Современник» Галины Волчек тоже ремонтируется, но актеры репетируют и играют. Аналогичная ситуация в Малом у Юрия Соломина. Многое зависит от воли руководства. Есть ли она у Ирины Апексимовой? Сможет ли она найти общий язык с труппой?

— Театр на Таганке мистическим зеркалом отражает острые идеологические конфликты современного общества, — поделился с «Культурой» Влад Маленко. — Если разные группы актеров не договорятся, творчества не будет. Что касается руководителя... Я уже говорил: «Таганка» — такое место, которое не прощает холодного бессердечного подхода. Она выплюнет любого, кто пришел сюда осваивать бюджет. Год назад мы сделали спектакль «Таганский Фронт». Билеты начинали спрашивать в метро. Спектакль посвящен был еще живому тогда Любимову, всей трудной таганской семье. Это был добрый спектакль. Надо вернуть в театр доброту. Если у нового директора это получится, буду очень рад. 

Но главное — что скажут зрители. А они ждут от «Таганки» не новых расколов, а новых спектаклей.



Посвящение Владимиру Высоцкому

Влад МАЛЕНКО

У «Таганки» после восьмидесятого — почерк вдовий...
Но вот уже и двухтысячных перетерты нули.
Когда поэзии в организме становится больше, чем крови,
А твой голос отрывает любую женщину от земли,

Когда отражаешь всю сладость кнута да великую горечь пряника,
Замечаешь, как чистят золото куполов грозовые тучи,
История складывает тебя в своего избранника,
В того, кому народ доверяет себя озвучить.

Так виноград кровоточит последним соком.
Так море осознает, где его края.
Так случилось с тобой. И страна ртами всех своих окон
Хрипела про время. Говорила не «мы», а «я».

Вы вместе летали в небо, а потом опускались на дно.
Ты трогал словами Истину, как трогает море сушу.
Поэт у народа, как у земли зерно:
Молекулами любви прорастает в душу.

Выдыхает сердце стенограмму веселых строчек.
На долгую жизнь не хватило тебе билетов.
Володя Высоцкий — лучший таганский летчик.
Из пилотажной группы больших поэтов.

Больших — это, конечно, от слова «боль».
Театр на Таганке был поначалу как школа.
Выдыхать живые слова — вот твоя главная роль.
Ты — выжигательный аппарат для пушкинского глагола.

Небо съело твой самолет, и погасли датчики.
Время сорвало голос и снова спит.
Но, как водится, воевать идут новые мальчики,
Продолжая всех тех, кто на Черных был речках убит.

Помнит любовь, что вопросы главней ответов.
Над таганским квадратом ворону не суждено кружить.
Скоро «Таганка» будет приютом поэтов.
Домом, где продолжает Высоцкий жить.