Повелительница бури

Валерия КУДРЯВЦЕВА

25.05.2012

В рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» в театре «Современник» показали финальную премьеру сезона — «Скрытая перспектива».

Режиссер Евгений Арье — автор хита сезона прошлого, спектакля по Исааку Башевису Зангеру «Враги: История любви», на сей раз потревожил не столько воображение, сколько покой столичной публики.

Риск — дело не только благородное, но и обязательное, если ведомый тобою театр называется «Современник». Галина Волчек в этом театральном сезоне рискует так, как давно этого не делала. Не успела театральная Москва отговорить о ненормативной смелости «Анархии» в постановке Гарика Сукачева, как уже новая премьера — остросоциальная история про пару американских военных стрингеров, чудом уцелевших во время последней заварушки, — опять взрывает более или менее спокойную в последнее время афишу театра.

Евгений Арье решил поставить остросовременного популярного американского драматурга Дональда Маргулиса. Лауреат Пулитцеровской премии, Маргулис прежде в России не появлялся. Его пьеса Time stands still — «Когда время останавливается» — с успехом идет в нескольких театрах Европы, а на Бродвее уже целый год не сходит со сцены.

В русском варианте спектакль окрестили «Скрытая перспектива». Название заимствовали из альбома одного из основоположников жанра военной фотографии Роберта Капы. В книге Капа вспоминает о том, что он, военный корреспондент, видел во время Второй мировой: страшная правда войны. Герои Маргулиса будто становятся его наследниками — профессиональными и духовными. В мирное время они сломя голову мчатся туда, где война, кровь, страдание, мчатся, чтобы потом рассказать всему миру, что на самом деле происходит в горячих точках.

Военный фотокорреспондент Сара Гудвин — вся в бинтах и гипсе — возвращается в родной Нью-Йорк после тяжелого ранения: подорвалась на мине. Здесь ее ждут уют, заботы мужа — давнего партнера, корреспондента Джеймса, домашние хлопоты, компания милых друзей. А еще простой, но судьбоносный вопрос: не пора ли успокоиться и жить для себя? Ведь ужасы войны, в сущности, так неправдоподобно далеки...

Всегда очень тщательно готовящийся к постановкам, Евгений Арье подсчитал: пока репетировался этот спектакль, в мире шли — и ведутся до сих пор — двадцать войн. В прошлом году 103 журналиста не вернулись из боя.

Чулпан Хаматова и Сергей Юшкевич — Сара Гудвин и Джеймс Додд — работают с Арье уже во второй раз. Историю про равнодушие, про странную профессию, про тяжелый и неоднозначный выбор тоже восприняли как очень личную. Чтобы лучше разобраться в психологии своих героев, артисты часами общались с реальными военными журналистами. Хаматова говорит, что посвящает спектакль памяти Анны Политковской и Мэри Колвин — американской журналистки, обещавшей рассказать ей, что такое женщина на войне, и убитой в Сирии, когда уже шли репетиции «Скрытой перспективы». То, что обычно происходит где-то в полуабстрактном «там», неожиданно приблизилось, стало для актеров почти осязаемым «здесь и сейчас».

Второй — блестящий — дуэт: Дарья Белоусова и Александр Филиппенко, гость сцены «Современника». Их герои — воплощение тихого семейного счастья и благополучия. На вопрос о выборе они отвечают иначе...

Второй раз Арье ставит в «Современнике» и снова приглашает в соавторы художника Семена Пастуха. Житель Нью-Йорка с двадцатилетним стажем, Пастух не понаслышке знает реалии квартала стрингеров. Придуманные им декорации — знаменитый нью-йоркский лофт — бывшее фабричное здание. Такие давно популярны у творческой богемы.

Может ли один неравнодушный человек изменить что-то в жестоком мире? Этот вопрос в финале разведет главных героев в разные стороны. Сара упакует фотокамеру в рюкзак и снова отправится туда, где воюют, где щелчки ее камеры будут заглушаться звуками выстрелов. Представить себя в мирной жизни — с детской коляской и погремушкой в руках — она уже не может. Но если кто-нибудь хотя бы поперхнется утренним кофе при виде ее снимков, для Сары это уже результат.

Русскую версию пьесы авторы постарались сделать несколько более жесткой, чем оригинал, чтобы пробирало наверняка. При этом — удивительный минимум грубости и мата. Многочисленные американские «фак», без которых, конечно, сложно представить себе речь военных стрингеров, в русском варианте не воспроизводятся.

«Скрытая перспектива» Дональд Маргулис «Современник» Режиссер Евгений Арье Сценография Семена Пастуха В ролях: Чулпан Хаматова, Сергей Юшкевич, Александр Филиппенко, Дарья Белоусова