Мама не вышла замуж

Светлана НАБОРЩИКОВА

02.04.2015

Спектакль «Как выдать маму замуж» в клубе «Артист», что рядом с Трехгорной мануфактурой, идет с маркировкой «14+». Хотя новый опус братьев Пресняковых — семейный экшн с яркими костюмами, песнями, танцами и видеопроекциями для всех поколений.

Ребенок хочет «Спокойной ночи, малыши»? Вот Хрюша со Степашкой в телевизорах. Подросткам подавай Angry Birds? Смотри на стены — они там летают. Дедушка желает «Битлз» и «Депеш мод»? К его услугам живая рок-группа — сыграют в лучшем виде. Для политизированного папы — вице-премьер Дворкович, якобы пьющий кофе по соседству. Для охочей до ретро мамы — «Желаю счастья в личной жизни». Песня Аллы Пугачевой, исполняет Анна Михалкова. Ну а для тех, кто любит истории в рассказах, — фирменные пресняковские диалоги и монологи с лирическими отступлениями, шутками на злобу дня и философскими отточиями. Текст вроде бы ничему не учит и никаких суждений не навязывает, но главная мысль пробивается с упорством локомотива: хочешь быть счастливым или казаться таковым? Будь и кажись. Не рассчитывай, что кто-то устроит твою жизнь. Действуй, действуй и еще раз действуй.

Мысль о решительных действиях посещает 17-летнего балбеса (Сергей Походаев), которого друзья зовут Трансформером. Школу он окончил, в институт не поступил, теперь ждет призыва и подрабатывает в «Старбаксе». Есть у юноши мечта — «квартира, свобода, любовь, релакс». Оттянуться по полной — и в армию. Но на пути к счастью имеется препятствие — собственная мама (Анна Михалкова), одинокая дама средних лет, ведущая телепередачи «Для вас, малыши», проживающая вместе с сыном на столь необходимой ему жилплощади. 

Выход есть, подсказывает Трансформеру друг и коллега Хоббит (Михаил Лустин). Надо выдать маму замуж. Тогда она и с квартиры съедет, и давить на отпрыска перестанет. А то ведь от нее одно расстройство. Дня не проходит, чтобы мамочка пару-тройку раз не заявилась в кафе откушать свой любимый шоколад («Температура детская!») и поучить сына уму-разуму. С приятелями согласна очаровательная спортсменка-нимфетка по прозвищу Убивашка (Надежда Михалкова). Для нее устройство чужого счастья еще и повод отвлечься от личных неурядиц. Девушка с веслом была влюблена в тренера по гребле, а того уволили, и где он теперь, неизвестно.

В результате совместных усилий «Братства кольца» мама таки получает кандидата в мужья. На свидание является дикий, но симпатичный «топ-менеджер» (Михаил Трухин), и, похоже, дело идет на лад. Во всяком случае, череду совместных песен-танцев иначе не истолкуешь. Убивашка, правда, узнает в визитере своего бывшего — ныне безработного — тренера, но, будучи девушкой отходчивой, уступает его зрелой сопернице и собирается утешиться учебой в шотландской школе. В проигрыше оказывается только Трансформер. Желанные квартира и свобода от него сейчас дальше, чем когда-либо. Мама не только не съехала, но и поселила любовника на своей жилплощади. А воспитательные методы краткосрочного отчима оказываются пожестче, чем мамино кудахтанье...

Финал, тем не менее, приведет главных героев к миру. Лишние люди исчезнут, обиды забудутся. Мальчик внезапно повзрослеет и осознает, что надо думать не только о себе, а мама вдруг поймет, что роль наседки — не единственно возможная для еще вполне молодой и интересной женщины. Тем более, что сын вот-вот обретет и собственное личное счастье... Правда, произойдет все это к исходу третьего часа спектакля, придется потерпеть.

Пресняковы заявляют в своих интервью: «Умные мысли, лирический «рэп», льющийся киселем, «поток сознания». Вы еще не объелись?» Не дождетесь. Не только не объелись, но и хотим поучаствовать в процессе готовки. Усталость наступает не от действия, а от неудобных посадочных мест. Интерактив, в котором все желающие получили бы возможность размяться, решил бы проблему. Клуб «Артист» будто специально для этого предназначен. 

Импровизированная сцена — в центре зала. Зрители сидят вокруг. Для решительных высказываний и танцев актеры поднимаются на помост, а в остальное время запросто фланируют между рядами. И вот здесь-то они вполне могут быть остановлены каким-либо вопросом. А также предложением уступить зрителю место у микрофона — высказаться по поводу конфликта поколений или спеть. В общем, больше стендапов — хороших и разных. Пестро получится? Но ведь и Пресняковы монотонностью не грешат.