Поющие коты, танцующий Отелло

Анна ЧУЖКОВА

06.09.2013

Cтоличные театры собираются после отпуска и раскрывают творческие планы.

Торжественно начал сезон МХТ им. Чехова, которому исполняется 115 лет. Олег Табаков рассказал о грядущих многочисленных премьерах.

Уже в сентябре на Малой сцене появится спектакль Марата Гацалова — нового главрежа Александринки?2 — по прозе Луцика и Саморядова «Сказка о том, чего мы можем, а чего нет». Константин Богомолов к ноябрю инсценирует «Братьев Карамазовых» с традиционным актерским составом: Игорь Миркурбанов, Дарья Мороз, Алексей Кравченко, Роза Хайруллина и другие. В декабре Владимир Машков выйдет на сцену в новой версии спектакля «№ 13» по Рэю Куни, который Олег Табаков назвал самой успешной постановкой десятилетия. Константин Хабенский сыграет главную роль в «Контрабасе» по книге Патрика Зюскинда. Янош Сас поставит пьесу Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание».

О том, что правда хорошо, а счастье лучше, поведает Роман Феодори — в спектакле по Островскому, конечно. Историю американской писательницы Кейт Дикамилло «Приключения кролика Эдварда» инсценирует молодой режиссер Глеб Черепанов. «Это будет семейный спектакль, доступный как Маше Табаковой, так и самой Марине Вячеславовне», — по обыкновению переходя на личное, пояснил худрук. Совсем не детскую пьесу — «Пьяные» Ивана Вырыпаева — поставит Виктор Рыжаков. И если только не вступит в силу закон, запрещающий нецензурную брань на сцене, на афишах МХТ и Центра Мейерхольда (постановка осуществляется совместно) название появится в 2014 году.

Пока неизвестно, кто возьмется за «Женщин русских селений» — пьесу, написанную Людмилой Улицкой специально для Художественного театра.

После активного празднования 90?летия в прошлом году «Маяковка» отдыхать не собирается. Уже 14 сентября режиссер Полина Стружкова представит детский мюзикл по повести Луиса Сепульведы «Мама-кот» на музыку Максима Леонидова.

Всего в новом сезоне будет выпущено девять работ. Это станет возможно благодаря открытию филиала и работе документальной Студии OFF.? Зал на Сретенке готовится в феврале принять новый спектакль по пьесе Марюса Ивашкявичуса «Кант». В театральной форме критиковать чистый разум будут Михаил Филиппов, Игорь Костолевский, Анатолий Лобоцкий и Светлана Немоляева под руководством Миндаугаса Карбаускиса. Он же срежиссирует «Декалог» по пьесе Саши Денисовой. Постановка о десяти заповедях объединит вербатимы и актерские наблюдения. Спектакли образуют дилогию, объединенную пространством, созданным Сергеем Бархиным.

В начале зимы планируется сыграть «Осенний марафон». Премьеру готовит ученик Сергея Женовача — Владимир Смирнов. Леонид Хейфец работает над самым дорогим спектаклем сезона: в феврале режиссер представит спектакль «Отцы и сыновья» по пьесе Брайана Фрила. Большие ожидания худрук связывает с постановкой Никиты Кобелева «Бердичев» по пьесе Фридриха Горенштейна. На Основной сцене историю сестер-евреек, живущих в послевоенном украинском городке, сыграют Анна Ардова и Татьяна Аугшкап. Весенняя премьера от Льва Эренбурга — классическая «Бесприданница» в нетрадиционном видении. Кринолинов не будет — обещает режиссер.

Кроме того, совместно с ярославским Волковским театром планируется выпустить «Идиота» по Достоевскому. В постановке Евгения Марчелли заняты артисты обеих трупп. Спектакль будет играться на двух сценах попеременно.

93?й сезон открывает Театр им. Вахтангова. Так вышло, что сентябрьские премьеры на Арбате и в «Маяковке» созвучны. Свое «мяу» здесь скажут уже в эти выходные. Точнее, пропоют — в музыкальной постановке Владимира Иванова «Кот в сапогах». Главный по кошачьим танцам — Олег Глушков. Ну а в конце месяца на Малой сцене — гоголевская «Женитьба» в режиссуре Сергея Кутасова.

Анжелика Холина репетирует очередной хореографический спектакль. В ее «Отелло» заняты Григорий Антипенко, Ольга Лерман, Виктор Добронравов. Премьеру от худрука стоит ждать не раньше февраля. Римас Туминас снова возьмется за роман Григория Кановича «Улыбнись нам, Господи!». Однажды режиссер ставил его в Вильнюсе.

Тем временем Первая студия Вахтанговского театра готовит две премьеры. «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло можно увидеть уже 7 сентября. Олег Герасимов придумал и оформление, и музыку, и сценическое решение. Пьесу Метерлинка «Пелеас и Мелисанда» ставит Владимир Агеев. Символическую драму о влюбленных смотрите в октябре. Кроме того, вместе с артистами труппы студийцы будут участвовать в спектакле по пьесе Николая Эрдмана «Самоубийца» уже на новой арбатской сцене.

В Театре на Таганке сбор труппы прошел в напряженной обстановке. 50?й сезон здесь встречают без худрука, главрежа и полноценного репертуара. В афишах на ближайшие два месяца нет ни одного спектакля Юрия Любимова. За каникулы актеры написали две жалобы Сергею Собянину на нового директора Владимира Флейшера. Вот и пришлось вместо объявления творческих планов слушать разбор полетов. «Когда шел в этот театр, думал: а чего не рискнуть? Меня называли самоубийцей и сумасшедшим. Отнеситесь с пониманием, никаких вражьих ставок я не представляю»,?— оправдывался руководитель.

На расширение репертуара уже выделены дополнительные средства, как и на грандиозное празднование юбилея, которое будет курироваться мэром. Известно, что сотрудничать с Театром на Таганке согласились Игорь Коняев и Роман Феодори. А вот в предложенной Владимиром Флейшером пьесе о Сноудене часть актеров видит угрозу театру и даже стране — боятся ЦРУ и ухудшения внешнеполитических отношений.

На наболевший вопрос директор отвечает так: «Не могу ничего сказать по поводу нового художественного руководителя, очень сумасшедший должен быть человек. Но с главрежем определимся на худсовете».