Зимняя вишня

Анна ЧУЖКОВА

19.12.2014

На три дня к столичным театралам приехали, пожалуй, самые желанные гости из Питера — Малый драматический театр. В рамках фестиваля «Сезон Станиславского» Лев Додин показал свою последнюю работу.

«Вишневый сад» потянулся к корням: спектакль сыграли на сцене МХТ им. Чехова, где эта пьеса была представлена впервые 110 лет назад. В 1994-м Додин уже обращался к трагикомедии, с тех пор Чехов не отпускал. Эта постановка — совершенно новое художественное решение и «другой круг размышлений», убежден режиссер. 

Тогда, двадцать лет назад, его сад рос без любви, населенный «маленькими жалкими людишками». Сегодня имение Раневской — призрачная прекрасная Аркадия, куда нам, зрителям, великодушно разрешено заглянуть хотя бы ненадолго. А чтобы в эту сказку лучше верилось, чеховских героев Додин поместил прямо в партер. Здесь же, посреди зала, стоит садовая лестница и беззастенчиво расположился бильярд. На зрительские кресла наброшены холщовые чехлы, и многоуважаемый шкаф завешен материей — все уже готово к отъезду. Осталось лишь решиться, распрощаться с надеждой. И хрупкая партитура спектакля танцует на этой тонкой грани — между радостью и отчаянием, прошлым и будущим. 

Словно тени, порхают по залу очаровательные обитатели усадьбы: утонченная Раневская (Ксения Раппопорт), беспомощная Аня (Екатерина Тарасова), в мягких валенках бесшумно передвигается робкий Гаев (Игорь Черневич). Серой мышкой скользнет Варя (Елизавета Боярская). И лишь Лопахин (Данила Козловский) ступает уверенным шагом — в этом саду главная роль у него. Своего героя Козловский слепил из лихого азарта и горечи.

Оказавшись в усадьбе Раневской, немного теряешься, как незваный гость. Додин играет не по правилам, заставляет тебя крутить головой, оборачиваться и ерзать на кресле. Лишь безнадежно устаревший Фирс (Александр Завьялов) в красном камзоле приходит со сцены. Остальные обитатели появляются внезапно, откуда-то сзади или сбоку, из-за голов зрителей, между которых тщетно пытаешься отыскать щель, чтобы хоть немногое увидеть. Издержки ли это гастрольного спектакля или тщательно продуманная концепция, но какую-то часть постановки приходится воспринимать исключительно на слух — даже если вам повезло попасть на лучшие места в партере. Оттого «Вишневый сад» столь музыкален. То и дело шуршит листьями, покашливает, поскрипывает, а затем взрывается отчаянной мелодией.

«Все хорошо, прекрасная маркиза», — горланит разорившееся семейство. «Жу-биду-бижу», — имитирует французский шансон Лопахин, стыдящийся своей необразованности. А на экране мелькают черно-белые дрожащие кинокадры: счастливая жизнь подле красивых деревьев.