Сретенка и десять заповедей

Анна ЧУЖКОВА

23.09.2014

«Маяковка» после ремонта открыла сцену филиала. Премьера Никиты Кобелева — экскурсия по обновленному театральному пространству, Сретенке и человеческим душам.

Когда два года назад открывали 90-й сезон, родилась идея провести зрителей по помещениям, обычно скрытым от глаз простого смертного. Тогда же появился спектакль в гардеробе «Девятьподесять» — об истории театра. Настолько удачный, что постановка вошла в репертуар. 

Идея прижилась, и теперь завсегдатаев «Маяковки» знакомят с закулисьем только что отремонтированного филиала. Авторы спектакля те же — драматург Саша Денисова и режиссер Никита Кобелев. Новая постановка для них — уже не проба или эксперимент, а полноценное высказывание. Открытие сцены — лишь повод.

У путешествия по театру есть сюжет. Главная героиня (Людмила Иванилова) — коренная обитательница Костянского переулка, пожилая художница. Квартиры вокруг раскупили богачи, многие дома снесли и построили стеклянные офисы. Интеллигентная худенькая старушка — последняя хранительница духа Сретенки. Она с ностальгией вспоминает Сухареву башню, любимый селедочный отдел в советском продмаге и то, как раньше Москва пахла сиренью. И рассказывает историю малой родины так увлеченно, будто жила здесь столько, сколько существует улица.

Вот и перед нами предстают герои ее дневника. На сцене Петр I (Константин Константинов) журит Брюса (Юрий Коренев) за то, что тот гипнотизирует купцов и якшается с темными силами. А Чехов (Роман Фомин), заплутавший среди публичных домов в Последнем переулке (в округе их аж сто пятьдесят), размышляет о судьбах и спасении падших женщин. Это уже в буфете. 

Тем не менее спектакль — не лекция по истории, хотя вышло познавательно. Догадывались ли вы, например, что в Костянском когда-то сваливали кости с Мясницкой, что именно в этом районе появились первые теплые туалеты, и что вообще-то Сретенка — дорога к храму, Троице-Сергиевой лавре? 

И все же, в первую очередь, «Декалог» — путеводитель по десяти христианским заповедям. «Все грехи человечества сосредоточились почему-то именно на моей улице», — ведет дневник старушка божий одуванчик. И «короткометражные» зарисовки — тому иллюстрация. Кто-то в курилке лишнее про подругу ляпнул — предательство. Кто-то хотел карнавал устроить, а вышла попойка. И поди разберись — любовь у тебя или прелюбодеяние...

Какие только герои нам ни повстречаются на лестницах, в репзале, гардеробе. Зрителю не докучают нравоучительством: Саша Денисова нарисовала масштабное полотно, где уживаются хипстерша и энкавэдэшник, больная мать и брошенная дочь, свечница и безбожники. Каждая сцена — целая судьба. Разные герои, жанры: от абсурдистской комедии до драмы. Но все эпизоды радуют неизменно хорошей актерской игрой. Есть еще один общий знаменатель: после скитаний между сценой, фойе и гардеробом вы все-таки доберетесь до Страшного суда и увидите грешников, резвящихся в сценическом дыме — облаках. Бог прощает всех.