«Мойдодыр» и еще 12 премьер

Елена ФЕДОРЕНКО

23.09.2012

Гендиректор ГАБТа Анатолий Иксанов рассказал о следующем сезоне

Большой театр объявил планы на 237-й сезон. Список внушителен даже для двух сцен — исторической и Новой.

Оперная труппа обещает премьеру «Травиаты» в постановке американки Франчески Замбелло, над «Князем Игорем» работает классик отечественной режиссуры Юрий Любимов, «Сомнамбулу» — оперу в стиле бельканто — поставит итальянец Пьер Луиджи Пицци. Капитальным возобновлением «Царской невесты» на исторической сцене займется режиссер из Израиля Юлия Певзнер. В рамках проекта «Лаборатория современной оперы», к которому подключились несколько театров, Большой представит оперу «Франциск» молодого композитора Сергея Невского.

В детской программе запоют чашки и блюдца в опере «Дитя и волшебство» Равеля (британский режиссер Энтони Макдональд) и затанцует умывальников начальник в балете «Мойдодыр» Ефрема Подгайца (хореограф — солист Мариинского Юрий Смекалов).

В балетных списках три одноактовки: труппа добавит в свою баланчинскую копилку «Аполлона Мусагета» с Дэвидом Холбергом в главной партии; балет «Весна священная» поставит англичанин Уэйн Макгрегор; швед Матс Эк осуществит спектакль «Квартира» (это первая работа знаменитого модерниста с российской труппой). На исторической сцене развернутся царские церемонии и скоморошьи потехи в возобновленном «Иване Грозном» Юрия Григоровича. Его же редакция старинной «Баядерки» с обновленными декорациями и костюмами вновь вернется в репертуар. Сезон завершится балетом «Евгений Онегин» английского классика Джона Крэнко. Добавьте юбилейные вечера, фестивали, симфонические концерты оркестра, специальные проекты, спектакли с участием мировых звезд — и картина станет совсем полной.

культура: Работа над «Князем Игорем», как мы понимаем, зависит от приездов Юрия Любимова из Италии. Как он чувствует себя сейчас?

Иксанов: Юрий Петрович чувствует себя замечательно. Буквально на днях из Италии вернулась постановочная бригада: неделя, проведенная с мастером, прошла в интенсивной работе. Перед отъездом Юрия Петровича в отпуск я побывал у него дома. Он увлечен работой, показал макет спектакля, созданный Зиновием Марголиным, много размышлял и рассказывал. Любимов в постоянном творческом поиске, полностью включен в процесс. Иначе не может. В частности, принимал активное участие в кастинге, потому что найти исполнителей для этой оперы-эпоса непросто. Любимову ведь, помимо вокала, важны актерские индивидуальности. Сразу после открытия нового сезона начнутся репетиции.

культура: Неожиданным показался проект, связанный с юбилеем победы в Отечественной войне 1812 года.

Иксанов: Почему неожиданным? В декабре будем отмечать 200-летие победы. На исторической сцене Большого театра пройдет торжественный концерт, в котором прозвучит музыка, связанная с этим важным историческим событием. В том числе Увертюра «1812 год» Чайковского и фрагмент оперы «Война и мир» Прокофьева. Василий Синайский сам будет дирижировать.

культура: Завершая прошлый сезон громкой премьерой балета Chroma амбициозного авангардиста Уэйна Макгрегора, Вы сказали, что постараетесь привлечь его к сотрудничеству снова. Обещание даже перевыполнено — мировая премьера «Весны священной» откроет фестиваль одного балета во Всемирный день театра 27 марта.

Иксанов: Фестиваль мы посвящаем 100-летию балета Игоря Стравинского «Весна священная». Начнется он премьерой — спектаклем Уэйна МакГрегора, далее — самые разные версии «Весны священной»: Мориса Бежара, Пины Бауш и, конечно, Вацлава Нижинского. Их представят гости: Балет Бежара из Лозанны, Танц-театр Пины Бауш из Вупперталя и Финский национальный балет, в афише которого — спектакль Нижинского. Нам кажется интересной идея показать различные хореографические прочтения гениальной партитуры.

культура: В балетных планах, кажется, явно не хватает современной отечественной хореографической мысли, которая, увы, совсем не активна. Думаете ли Вы в этом направлении? Эту проблему когда-то пыталась решить почившая «Мастерская новой хореографии», в опере — ее младшая сестра — Молодежная оперная программа.

Иксанов: Думаем постоянно, и, возможно, Сергей Филин вернет к жизни историю, придуманную Алексеем Ратманским. Конечно, необходимо искать хореографов. Вот мы и пригласили на постановку «Мойдодыра» молодого Юрия Смекалова. Да и Молодежная оперная программа стартовала три года назад исключительно потому, что необходимо воспитывать собственные кадры. Лучшие из ее участников заняты в спектаклях. Шесть вокалистов и два концертмейстера приняты в программу в этом году.

культура: Ходят упорные разговоры о том, что Пьер Лакотт, Раду Поклитару, Алексей Ратманский готовят для Большого театра премьеры. Однако они не объявлены. Неужели слухи?

Иксанов: Через сезон, осенью 2013 года, Пьер Лакотт поставит для Большого спектакль «Марко Спада», который он, правда, ставил для Рудольфа Нуреева, но давно. Теперь это будет совершенно новая версия, изменится хореография, появятся новые персонажи, и спектакль, как и «Дочь фараона», будет принадлежать Большому театру.

В 2014-м театр планирует новую работу с Раду Поклитару. Мы на днях будем встречаться, есть идеи. Что касается Алексея Ратманского, то для него двери театра всегда открыты. Мы общаемся, знаем, что у него много постановок, и самая острая проблема — отсутствие времени.

культура: На сколько лет вперед Вам известны планы?

Иксанов: Мы формируем планы до 2015-2016 годов, но объявляем их только накануне нового сезона. Вы же понимаете, что многое из задуманного корректируется в зависимости от обстоятельств.

культура: Что означает для Вас «хороший репертуар»?

Иксанов: Тот, где учитываются мировая классика, собственное наследие, копродукция с ведущими театрами мира (последнее относится к опере) и, конечно, эксперименты. Ведь театр — не музей. И, наконец, интересные гости. Мы откроем сезон в сентябре гастролями оперной труппы миланского театра «Ла Скала». Итальянцы покажут «Дон Жуана» Моцарта — премьеру прошлого года в постановке культового канадского режиссера Роберта Карсена, дирижер — Даниэль Баренбойм. Далее — встреча с Латвийской Оперой и Штутгартским балетом, с гостями фестиваля Стравинского, о которых я говорил.

культура: Расскажите про экскурсии в Большой театр — они помогли снять ажиотаж публики, желающей попасть на спектакли?

Иксанов: Экскурсии проводим каждый день. Так что интересующиеся зданием Большого и его интерьерами свое любопытство удовлетворяют сполна. Билеты можно приобрести заранее. Несколько раз в неделю проводятся индивидуальные экскурсии, принимаем и коллективные заявки. Информация — на сайте театра.

культура: В штате театра теперь есть экскурсоводы?

Иксанов: Рассказывают работники нашего музея. Они же набрали в помощь и обучили добровольцев из числа других сотрудников театра.

культура: Запланированы ли гастроли?

Иксанов: Опера «Евгений Онегин» отправится в Тель-Авив. После перерыва в три десятилетия балетная труппа выступит в Австралии, посетит Новую Зеландию и Сингапур. Летом 2013 года — традиционные трехнедельные гастроли в лондонском Ковент-Гарден с балетными спектаклями.