«Современник» любит погорячее

Анна ЧУЖКОВА

16.05.2013

«Современник» представляет премьеру по пьесе Островского — драматурга не самого популярного на этих подмостках.

К ногам зрителей первого ряда летят кирпичи и гигантские бревна. Пришедших на премьеру Егора Перегудова норовят то водой облить, то зашибить битой для игры в городки.

Когда-то «Горячее сердце» наделало много шума. Чтобы сыграть пьесу на сцене Малого в 1869 году, в афишу пришлось вписать: «Действие происходит лет 30 назад». Сегодняшняя премьера, хотя и сохранила отчасти обличительную силу, но ракурс поменяла. Темное царство, освещенное бутафорскими звездами, превращено в веселый балаган. Грешный — с воровством, изменами, пьянством и самодурством. Но все происходящее в собирательном городе Калинове настолько глупо, что едкая сатира Островского звучит на мотив легкой шутки. К тому же используется прием «театр в театре», а это и вовсе лишает пьесу какой-либо филиппической серьезности.

Упразднив некоторых второстепенных персонажей, Егор Перегудов выводит на подмостки упоминаемого у Островского вскользь Хватского (Владислав Федченко), «барина, помешанного от театру». Это на его домашней сцене разыгрывается нелепый фарс. А в качестве приглашения на последний спектакль разорившийся любитель прекрасного преподносит трюк: головой пробивает основательную четвертую стену во всю высоту портала, возведенную из кирпича художником Владимиром Арефьевым. Игра начинается!

В доме купца Курослепова (Василий Мищенко) произошла кража, пропали две тысячи рублей. Преступники пускают следствие по ложному следу. Правосудие в лице пьющего городничего (Владислав Ветров) само обманываться радо. В тюрьму попадает безвинный Вася (Иван Стебунов), возлюбленный дочери Курослепова (Светлана Иванова). Парня выкупает местный «олигарх», беспутный подрядчик Хлынов (Артур Смольянинов). Теперь Вася вынужден стучать в бубен и запевать песни — неусыпно радеть о хорошем настроении «спасителя». В общем — целая галерея «отжившего класса» и вечных пороков.

Традиционно единственным положительным персонажем в пьесе считалась дочка Курослепова. В спектакле Егора Перегудова этот «луч света» — барышня капризная, взбалмошная и чересчур мечтательная. То рвется поджечь отчий дом, то в солдатки уйти... Зато в горячности этой особе точно не отказать. Но оглядитесь вокруг — весь Калинов населяют натуры не менее страстные. Чего стоит тоска гулящего Хлынова: и девок-то он в сани запрягает, и в разбойника играет. А мистически настроенного Курослепова и вовсе охватила горячка — все ему чудится светопреставление, мол, того и гляди небо упадет. Оно и в самом деле рушится на глазах у изумленного зрителя, вместе с задником.

Сценография, то и дело преподносящая новые сюрпризы, — отдельная прелесть. Все декорации поражают циклопическими масштабами и при этом подвижны. Сразу видно — в Калинове живут от запоя к запою, зато с каким размахом!
Горячих сердец на этой сцене обитает такое множество — того и гляди потянет паленым. За пожароопасной обстановкой следит вечно пьяный укротитель огня в каске и с усами (Кирилл Мажаров). Обаятельными пылкими самодурами остается только любоваться, тем более что сыграны они более чем зажигательно.
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже