На крыльях скандала

Елена ФЕДОРЕНКО

13.04.2013

Отечественный балет продолжает волновать публику больше закулисными, чем сценическими, событиями. О том, что премьер столичного музыкального «Стасика» Сергей Полунин и худрук той же труппы Игорь Зеленский приглашены для участия в проекте «Полуночный экспресс» в лондонском «Колизее», широким массам известно не было. Зато о загадочном исчезновении Полунина судачили не только балетные профессионалы, но и вездесущие домохозяйки.

Про «потерю» и новое «обретение» талантливого артиста мы попросили рассказать генерального директора Музтеатра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимира Урина.

— Театр никого не терял. И Полунин, и Зеленский уже вернулись. Игорь сразу по прибытии в Москву вылетел в Новосибирск, где проходили гастроли нашего театра. Когда и каким рейсом прилетает Сергей, я тоже знал. Он уже приступил к репетициям балета «Маргарита и Арман» со Светланой Захаровой для творческого вечера балерины 21 апреля. Днем позже Сергей танцует балет «Дон Кихот» в нашем театре. Планы не меняются.

— Почему же ни Зеленский, ни Полунин не соглашаются прокомментировать прессе лондонский инцидент? Есть что скрывать?

— Ситуация в Лондоне — это результат их личной поездки как танцовщиков. Возникли проблемы по обязательствам, регулируемым контрактом, и адвокат пока не разрешает артистам давать интервью. Вы же понимаете, что в спорных вопросах любое высказывание может быть истолковано двояко...

Показ «Полуночного экспресса» с российскими звездами был назначен на 9 апреля. За пять дней до того стало известно, что они отказались участвовать в проекте. Зеленский сразу же вернулся в Россию, Полунин «пропал». Первыми об этом написали лондонские СМИ. Новость упала на взрыхленную почву: британцы знают о «нестабильном характере» танцовщика, покинувшего не так давно Лондонский Королевский балет. Хотя Полунин был самым юным и едва ли не самым успешным премьером за всю его историю. В осеннем интервью нашей газете Сергей признавался, что пресса раздула скандал из-за его ухода, и многие, в том числе директор АБТ (Американский театр балета), побоялись работать с ним из-за его «ненадежности».

Намеки на криминал (исчезновение, похищение, etc) — давно проверенная уловка при необходимости спасать премьеру. Не секрет, что билеты в «Колизей» раскупались охотно — лондонцам хотелось посмотреть на приглашенных звезд. В «Полуночном экспрессе» Полунину досталась роль наркокурьера Билли Хейса. Постановка включала эпизоды нетрадиционных сексуальных отношений, в том числе гомосексуального изнасилования. Источники, близкие к танцовщику, сообщают, что разногласия Полунина и Зеленского с руководителем проекта Питером Шауфусом возникли вокруг этих сцен. Истинные причины конфликта наверняка станут известны после урегулирования договорных отношений с импресарио, но уже и сегодня понятно, что никакого криминального подтекста здесь нет.

С Лондоном связана еще одна новость — увы, косвенно бьющая по репутации отечественного балета: с начала нового сезона примой Королевского балета станет Наталья Осипова. По основному месту работы — в Михайловском театре — она продолжит выступать только как приглашенная солистка.

Продолжает лихорадить и Большой театр. Напомним, что Николай Цискаридзе подал иск против руководства Большого, оспаривая два дисциплинарных взыскания, вынесенных ему в феврале. После первого слушания по делу «Культура» обратилась в пресс-службу театра с вопросом: «Почему Большой театр решил пойти на мировое соглашение с Николаем Цискаридзе?» Вот полученный нами ответ:

— Большой театр не решил идти на мировое соглашение, просто пресса преподносит все, как хочет. Дирекции было предложено (и это юридические нормы, такова процедура) в конце первого слушания заключить мировую, по поводу чего руководство заявило, что готово рассмотреть мировую, если Николай Цискаридзе отзовет свои иски.

Следующие слушания назначены на 12 апреля. Накануне стало известно, что мировое соглашение пока не достигнуто.

Не за горами и предварительное следствие по делу о нападении на худрука балета Большого театра Сергея Филина. Источники в театре утверждают, что в лечении потерпевшего приостановилась положительная динамика — к осложнениям со зрением добавились проблемы, связанные с иммунитетом.