Дмитрий Сибирцев: «Постараюсь, чтобы никто не лишился работы»

Евгения КРИВИЦКАЯ

05.04.2013

Нынешний сезон «Новой Оперы» проходит на заметном творческом подъеме: первая в России постановка «Каприччио» Р. Штрауса, стильное решение опуса Равеля «Дитя и волшебство», мощная веридиевская «Крещенская неделя», серия эксклюзивных концертов трендовых певцов.

Теперь все это ставят лыком в строку новому директору Дмитрию Сибирцеву: мол, «превратил театр в филармонию», «уничтожает исторические традиции, сложившиеся при Колобове», а недавно отстранил от должности худрука Наталью Попович. О том, каким курсом плывет сейчас театральный корабль, мы попросили рассказать Дмитрия Сибирцева.

Сибирцев: Считаю, что моя команда заместителей работает достаточно эффективно. Ближайшая задача — привести в порядок нормативные документы. Нет ни коллективного договора, ни правил внутреннего распорядка, ужасные должностные инструкции. По ним получается, что человек может делать все, что угодно, и даже саботировать указания, ссылаясь на отсутствие таких обязанностей. К примеру, переводчик числится в литературной части, поэтому для международного отдела переводить отказывается.

Что касается Натальи Григорьевны Попович, то ни о каком увольнении речи нет. Произошло освобождение от должности, которую она занимала по совместительству. Ее основная работа в театре — главный хормейстер: здесь Наталья Григорьевна находится абсолютно на своем месте. Она великолепный музыкант и воспитала целую плеяду достойных хормейстеров, помогающих ей сейчас.

По Уставу театра должности худрука вообще нет. У нас существует Художественная коллегия, руководимая председателем. Я, согласно правилам, коллегию распустил, а затем назначил заново. Теперь ее возглавляет главный дирижер Ян Латам-Кёниг, и это в духе традиций основателя театра Евгения Колобова, изначально создававшего дирижерский театр.

культура: В чем причина таких радикальных мер?
Сибирцев: Надо смотреть вперед. Через полтора года откроется «Геликон-опера», и, не сомневаюсь, Дмитрий Бертман сделает все, чтобы его театр вновь стал по-настоящему модным местом. Нам надо искать свою нишу, чтобы не потерять зрителя. Менять стиль сайта, афиш. Когда я только пришел на пост директора, стал читать, что пишут о наших постановках, артистах, и как театр себя позиционирует. Открываю страничку «Новой оперы» в социальных сетях и читаю, что каждое событие театра — это явление мирового масштаба. Тексты пестрят эпитетами «гениальный», «уникальный» — как будто их писал человек, не имеющий вообще никаких представлений о журналистике. Мои замечания встречали негативную реакцию Марфы Колобовой, заведующей литчастью. Но заявление об уходе по собственному желанию она подала сама. Я лишь поставил положительную резолюцию.

Кто-то упорно плодит слухи, что в театре начнутся повальные увольнения, что артисты будто бы пачками пишут заявления об уходе. Это неправда. Несмотря на то, что у всех творческих работников контракты заканчиваются 31 августа, я постараюсь сделать так, чтобы никто не лишился работы. Кому-то, конечно, придется немного пересмотреть свое отношение к ней, но шанс будет дан.

культура: Вас упрекают и в том, что в театре проходит много концертов...
Сибирцев: Уверен, что артисты театра должны не только петь текущий репертуар, но реализовывать себя в концертных программах. Не обязательно это делать на главной сцене, поскольку без специальной пиар-кампании такие концерты не окупаются. Мы запустили новую площадку — Зеркальное фойе: публика с удовольствием ходит, постоянно аншлаги. Приобрели новый рояль, уже заказаны два клавесина. Один — для Зеркального фойе, другой — для главной сцены, так что можно будет аутентично исполнять как камерную старинную музыку, так и оперы Моцарта, Россини, Доницетти. До настоящего момента у нас используется электрическая клавинова.

Кстати, формой концертов или показов полусценических версий опер увлекались и до меня. У нас большие проблемы с хранением декораций. Мы вынуждены их привозить со складов, расположенных вне театра. Процесс монтировки усложнен, из-за чего невозможно каждый день показывать разные спектакли. Не вижу ничего дурного, если они будут идти сериями, по четыре-пять дней, как во многих европейских домах.

Мне удалось добиться положительного решения на строительство пристройки к театру. Департамент культуры серьезно помог, выделив деньги. Надеюсь, в течение двух-трех лет появится новое здание, где будут дополнительные репетиционные классы и помещения для администрации. Тогда в основном здании мы сможем увеличить количество гримерок. У нас ведь катастрофическая ситуация с размещением артистов, с творческими цехами — все сидят друг у друга на головах.

культура: Что нас ждет в будущем сезоне?
Сибирцев: «Пиковая дама». Планируем услышать в партии Германа Владимира Галузина. Дирижером спектакля будет Александр Самуил: считаю, что встреча с ним принесет огромную пользу оркестру. Готовим проект «Дидо. Дидона и Эней», где сойдутся произведения Майкла Наймана и Перселла. Хотим показать концертное исполнение «Жизни за царя» Глинки. Что касается больших спектаклей, то в мае 2014 года должны выпустить «Школу жен» Владимира Мартынова в постановке Юрия Любимова. С композитором уже подписан контракт, с постановочной командой прорабатываем детали.